Более крупными являются птицы подвида лесных гуменников. Размеры их в некоторых случаях доходят до 90 см, а масса до 4,5 кг. Цветовая гамма оперения с бурыми и охристыми оттенками, бока тёмные, брюхо белое. Как и все представители этого вида, лесной гуменник имеет двухцветный клюв.

Гуменник гусь птица. Образ жизни и среда обитания гуся гуменника

Дикий гусь гуменник, его особенности, образ жизни и меры по охране этой птицы рассмотрим в данной статье. Одним из интересных представителей дикого животного мира пернатых является гуменник. Птица относится к отряду гусеобразных.

Гуменник-гусь-птица-Образ-жизни-и-среда-обитания-гуся-гуменника-1

При поверхностном наблюдении может показаться, что это обычный серый гусь. Но при внимательном рассмотрении отличий можно заметить достаточно. Размеры таких птиц значительно крупнее: самцы весом часто превышают 5 кг, правда самки обычно мельче.

Как можно убедиться на фото гуменника, клюв этих созданий имеет чёрный цвет, выделяясь оранжевой полоской, проходящей продольно посередине, а перья брюха отличаются белой цветовой гаммой. Этот вид пернатых разделяется учёными на несколько подвидов гусей гуменников, серый с буроватыми оттенками – обычный цвет их оперения отличается в основном по интенсивности окраса.

Гуменник-гусь-птица-Образ-жизни-и-среда-обитания-гуся-гуменника-2

Излюбленные места гнездования у них тоже различны, как и некоторые другие признаки. Благоприятное время года эти перелётные птицы предпочитают проводить в северных областях материка Евразия, распространяясь от территории Гренландии вплоть до Дальнего Востока.

На зимовку стремятся переместиться в более тёплые страны Европы. А также пережидая лютые холода, гуменники обитают дальше к востоку вплоть до отдельных областей Японии и Китая. Обычной средой этих пернатых являются просторы тундры, где живут гуменники, заселяя берега водоёмов, лесные горные ручьи и озёра, поросшие мхом болотистые местности и долины рек.

Гуменник-гусь-птица-Образ-жизни-и-среда-обитания-гуся-гуменника-3

Короткоклювый гуменник считается одним из подвидов описываемого нами вида птиц. Эти пернатые по своему внешнему облику отличаются розовым цветом конечностей и полоски на значительно укороченном клюве, а также более светлыми оттенками оперения. Длина тела этих пернатых составляет около 70 см, а масса – приблизительно 2,5 кг, в некоторых случаях немного больше.

Более крупными являются птицы подвида лесных гуменников. Размеры их в некоторых случаях доходят до 90 см, а масса до 4,5 кг. Цветовая гамма оперения с бурыми и охристыми оттенками, бока тёмные, брюхо белое. Как и все представители этого вида, лесной гуменник имеет двухцветный клюв.

Нарезное оружие для охоты на гуся по правилам охоты использовать запрещается и поэтому здесь рассматриваться не будет.

Поведение

Поведение гуменника

Отличительным поведением, наблюдаемым у гусей, является агрессия при защите родной территории. Она выражается через три положения шеи: прямое, диагональное и вперед. Прямое положение шеи часто наблюдается у видов Anser и сопровождается тряской перьев шеи. При этом иногда птицы взмахивают крыльями, но у большинства видов они расправлены не полностью.

Помимо агрессии, в научной литературе описаны другие особенности поведения гуменника, которые различаются между подвидами. Например, Anser fabalis спокойнее, чем Anser fabalis rossicus, который представлен, как «нервный».

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Л.Толстого, познакомить с биографией Н. Рубцова, новыми произведениями.

  1. Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения.
  2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.

Оборудование: Рисунки детей, выставка книг Толстого, Рубцова, мультимедийный проектор, презентация.

1. Организационный момент
(Слайд 1).

Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться “Доброе утро”. “Доброе утро” улыбчивым лицам И каждый становится добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера…

2. Актуализация знаний учащихся.

а) Литературная разминка.

Чтение детьми отрывков из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

– Кто главный герой сказок? – Чем похожи зайцы из этих сказок? – Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)

б) Сообщения о зайцах.
(Слайды 2, 3, 4).
Приложение 1 .

Послушайте ещё интересные сведения, о зайце расскажут ребята.

3. Постановка целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же. – Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого.
(Слайд 5).
– Что вы знаете о нём? Рассказ детей о писателе.

4. Изучение нового материала.

а) Подготовительная работа(Слайд 6).

ОХОТНИКИ ПРОКЛАДЫВАЕТ ПРОСЫПАЮТСЯ ПРИТАИВШИСЬ ПУГАЮТСЯ ПУТАЮТСЯ МЕТАТЬСЯ ПОВЕРНЁТСЯ

б) Словарная работа. В тексте встретятся трудные слова.

– Что они обозначают
(Слайд 7)?
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна. Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах. Бестолковый – непонятливый, бессмысленный. Горестно – печально, тоскливо.

в) Первичное чтение учащимся.

– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.)
(Слайд 8).
– С какой целью Л. Толстой написал рассказ?
(Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы).
– Что нового узнали о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?

г) Повторное чтение учащимися (про себя)

– Чем кормятся зайцы? – Каким образом трусость спасает зайца? – Зачитайте, как заяц петляет, путает следы. – Чему удивляются охотники наутро?

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднялись, а затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

д) Составление пословиц (в группах)

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заяц уж сед – навидался он бед. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

– Проверьте, как вы составили пословицы. (Слайд 9).

Объясните смысл последней пословицы.
(Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч. (Слайд 10)).
е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.

– Сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением, которое написал Н. Рубцов “Про зайца”. (Слайд 11).

– Читает учитель. – Ваши впечатления? – Какие чувства возникли в сердце? – Какие картины нарисовали в своём воображении?

ё) Повторное чтение стихотворения учащимся. (Хором, вслух). Вопросы по содержанию:

– К какому жанру относится произведение? Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.)

– Где встретились автор и заяц? – Как повёл себя каждый из них? Зачитайте. – О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте. – Кто такой дедушка Мазай?

ж) Чтение стихотворения (в парах).

– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.)

– Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей?
(Зайцу одиноко, труслив зверь.)
– Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?

з) Выразительное чтение стихотворения.

– Конкурс чтецов. – Поаплодируйте ребятам.

Физкультминутка (Для глаз).

и) Знакомство с биографией поэта Н. Рубцова. Приложение 2

5. Сравнение произведений.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.

– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих.)

– Что общего?
(Тема: про зайца.)
– Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова? – Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства? – Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова? – Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.

Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства. (Слайд 12).

– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература (Слайд 13, 14)).

– Что больше всего запомнилось на уроке? – Что заинтересовало вас? Что затронуло? – Как считаете, вы работали на уроке?

На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.

7. Домашнее задание: (по выбору)

  1. Ожегов С.И. – Толковый словарь – М.: Русский язык, 1985.
  2. Я познаю мир: Животные – М.: АСТ, 1999.
  3. https://ru.wikipedia.org

Шерсти. Зимой русак становится намного светлее, а беляк окрашивается в чисто белый цвет (отсюда и прозвище зверя). Где живут проживает в лесу. Это заяц лесной. Русак может обитать в полях и степях. Так что на вопрос о том, где живут зайцы, ответ не совсем однозначный.

Гусь гуменник делится на подвиды по местам гнездования и обитания:

Характер и образ жизни

Являясь водоплавающей птицей, гуменник в то же время не сильно привязан к водной среде. Плавают они обычно под вечер, а весь день проводят на суше, где чувствуют себя просто превосходно, быстро передвигаясь и прыгая среди лугов.

И даже при возникновении опасности, гуменники скорее пустятся в стремительное бегство, чем бросятся для спасения в воду, несмотря на то, что чувствуют там себя свободно, отлично плавая и ныряя.

Линяют эти пернатые лишь однажды в год, а происходит это обычно в период выращивания птенцов. В такие моменты птицы стремятся вместе со своими детёнышами переселиться в места глухие и достаточно труднодоступные, в основном облюбовывая для своего размещения луга с невысокой травой.

При этом птицы стараются держаться большими стаями, а места их обитания, как правило, ревностно охраняются гусиной стражей. Первыми линять начинают молодые особи, а процесс этот у более зрелых птиц происходит несколько позднее.

Птицы встречаются на всей территории Евразии от Гренландии до Дальнего Востока. Гуси обитают в пышных лугах вблизи водоемов с пресной водой. Но, вода не является для них приоритетом. Главное для пернатых – это наличие свежей зелени, которая в изобилии произрастает возле воды. Свой день гуси проводят на открытых территориях, а на воду спускаются только вечером. Гуменники – хорошие ныряльщики и бегуны.

Образ жизни

Эти водоплавающие птицы могут долго проводить время на суше и воссоединяться с водной средой лишь под вечер. Кроме того, даже в случае опасности гуси скорее начнут убегать, прыгая по лугам, чем уплывут по воде, хотя плавание – это важная часть их жизни.

Не менее интересно, что птицы моногамны и никогда не предают партнера. Уже в возрасте трёх лет они становятся половозрелыми и создают пару, разлучить которую ничто не может.

Образ жизни гуменника

Гуменники переживают линьку раз в год, когда взращиваются птенцы. В этот период птицы предпочитают уходить в труднодоступные места, такие как луг. Но известно, что они могут создавать крупные группы в это время, чтобы не быть столь уязвимыми для хищников из-за того, что не могут летать.