Оглавление
Туранский тигр[2][3], или закавказский тигр[3], или каспийский тигр[4] (лат. Panthera tigris virgata) — подвид тигров, обитавший в Средней Азии, северном Иране и на Кавказе. К настоящему времени вымер
Внешние отличия [ править ]
Этот подвид отличался ярко-рыжим окрасом шерсти, а также длиной полос — они были более длинными и имели коричневатый оттенок. Зимой мех у этого подвида становился более густым и пушистым, особенно на подбрюшье, появлялись зимой и пышные бакенбарды. Закавказский тигр был довольно крупных размеров, уступая лишь бенгальскому и амурскому подвидам. Достоверно известная масса крупного закавказского тигра 240 кг, но из-за особой скрытности данного подвида, можно предполагать, что возможно были и более крупные экземпляры. Местами обитания этого хищника являлись тростниковые (камышовые) заросли по берегам рек, которые в Средней Азии называются тугаи. Пищей для данного подвида тигров служили джейраны, сайгаки, куланы, косули и кабаны. Имеются сведения, что за мигрирующими кабанами закавказский тигр доходил до Восточного Казахстана и Алтая. На севере верхней границей их постоянного ареала являлось озеро Балхаш в Казахстане. В прошлом, вероятно, также встречался в Предкавказье, но давно там истреблен.
Этот подвид был распространен также во влажных субтропических лесах Северного Ирана и в долинах рек в Афганистане. Свои лежбища, как правило, закавказские тигры устраивали в непролазных местах, однако обязательно недалеко от источников воды.
В Средней Азии тигра называли «джульбарс», «джолбарс», «йулбарс». На тюркских наречиях «джол», «джул», «йул» означает «путь», (или полосатый барс от слова «йул-йул» полосатый) таким образом это слово можно перевести как «бродячий барс» или (полосатый барс). Этимология слова связана с поведенческими особенностями хищника — он был способен совершать путешествия за сотни и тысячи километров от места своего первоначального пребывания, а за сутки этот тигр мог пройти до ста километров.
В тридцатые годы XX века тигры водились на берегу Амударьи в заповеднике «Тигровая балка» в Таджикистане в районе границы с Афганистаном. Последние документально подтвержденные случаи появления тигров на территории советской Средней Азии были зафиксированы в конце сороковых — начале 1950-х годов. Последний появившийся на советской территории — на границе с Ираном, в Копетдаге (Туркмения) тигр (10 января 1954) пришёл сюда из северных районов Ирана.
По современным молекулярно-генетическим данным, этот подвид практически идентичен амурскому тигру [5] .
Туранский тигр[2][3], или закавказский тигр[3], или каспийский тигр[4] (лат. Panthera tigris virgata) — подвид тигров, обитавший в Средней Азии, северном Иране и на Кавказе. К настоящему времени вымер
Взаимоотношения тигра и человека [ править ]
В Средней Азии местные жители, как правило считали, что тигры не представляют угрозы для жизни людей, или, по крайней мере, они мирились с их существованием рядом со своими жилищами. Наибольшее влияние на снижение численности популяции тигров в Средней Азии оказало освоение русскими переселенцами этого края, так как русская администрация края прилагала значительные усилия для уничтожения этих хищников [6] . Известен случай, когда 27 февраля 1883 года начальник штаба войск Туркестанского военного округа по просьбе местных жителей приказал устроить облаву на тигров, появившихся между Ташкентом и Чиназом, и истребить опасных хищников. Для этой цели были использованы регулярные воинские части (12-й туркестанский батальон).
Но в большей степени это было косвенное влияние, так как массовое окультуривание пойменных земель в руслах среднеазиатских рек человеком лишало тигров их основной кормовой базы — диких животных (кабанов и косуль), обитающих в тугаях.
Легенды и мифы [ править ]
Поскольку тигр — это самый грозный хищник, водившийся на просторах Средней Азии, то с ним связано немало легенд и преданий, циркулирующих среди народов, населявших этот край, так как его способность маскироваться, неожиданно исчезать и появляться создала ему славу сверхсущества, оборотня. Одна из таких легенд связана с именем Александра Македонского или как его называют на Востоке — Искандером Зулькарнайном («двурогий» — по имевшимся на шлеме двум рогам барана = символа бога Амона, сыном которого Александра назвали жрецы Египта). Якобы он после завоевания Средней Азии и постройки на берегу Сырдарьи города — Александрии эсхата (Худжанд) [7] углубился в малонаселенные земли на севере за Сырдарьей и в окрестностях современного Ташкента охотился на тигров с помощью дротиков.
Как известно, в исламе существует запрет на изображение живых существ, что во многом определяет особенность искусства стран, в которых был распространен ислам. Однако, именно для тигров в суфизме, одной из ветвей ислама распространенном в Средней Азии, было сделано своеобразное исключение, и образ тигра встречается на коврах и тканях, а также на фасадах мечетей и медресе города Самарканда в Узбекистане, в том числе на одном из медресе знаменитого комплекса медресе на площади Регистан.
Туранский тигр Туранский тигр [1] [2] , или закавказский тигр [2] , или каспийский тигр [3] (лат. Panthera tigris virgata ), — вымерший подвид
Взаимоотношения тигра и человека
В Средней Азии местные жители, как правило, считали, что тигры не представляют угрозы для жизни людей, или, по крайней мере, они мирились с их существованием рядом со своими жилищами. Наибольшее влияние на снижение численности популяции тигров в Средней Азии оказало освоение российскими переселенцами этого края, так как российская администрация края прилагала значительные усилия для уничтожения этих хищников [6] . Известен случай, когда 27 февраля 1883 года начальник штаба войск Туркестанского военного округа по просьбе местных жителей приказал устроить облаву на тигров, появившихся между Ташкентом и Чиназом, и истребить опасных хищников. Для этой цели были использованы регулярные воинские части (12-й туркестанский батальон).
Но в большей степени это было косвенное влияние, так как именно массовое окультуривание пойменных земель в руслах среднеазиатских рек человеком лишило тигров их основной кормовой базы — диких животных (кабанов и косуль), обитающих в тугаях.
Легенды и мифы
С тигром связано немало легенд и преданий, циркулирующих среди народов, населявших этот край, так как его способность маскироваться, неожиданно исчезать и появляться создала ему славу сверхсущества, оборотня. Одна из таких легенд связана с именем Александра Македонского или как его называют на Востоке — Искандером Зулькарнайном («двурогий» — по имевшимся на шлеме двум рогам барана = символа бога Амона, сыном которого Александра назвали жрецы Египта). Якобы он после завоевания Средней Азии и постройки на берегу Сырдарьи города — Александрии эсхата (Худжанд) [7] углубился в малонаселенные земли на севере за Сырдарьей и в окрестностях современного Ташкента охотился на тигров с помощью дротиков.
Как известно, в исламе существует запрет на изображение живых существ, что во многом определяет особенность искусства стран, в которых был распространен ислам. Однако, именно для тигров в суфизме, одной из ветвей ислама, распространенной в Средней Азии, было сделано своеобразное исключение, и образ тигра встречается на коврах и тканях, а также на фасадах мечетей и медресе города Самарканда в Узбекистане, в том числе на одном из медресе знаменитого комплекса медресе на площади Регистан.
Туранский тигр. Красная книга МСОП. В очерках приводятся сведения о систематическом положении, актуальный охранный статус, описание внешнего вида, образа жизни и биологии, фотографии.
Взаимоотношения тигра и человека
В Средней Азии местные жители, как правило считали, что тигры не представляют угрозы для жизни людей, или, по крайней мере, они мирились с их существованием рядом со своими жилищами. Наибольшее влияние на снижение численности популяции тигров в Средней Азии оказало освоение русскими переселенцами этого края, так как русская администрация края прилагала значительные усилия для уничтожения этих хищников[5]. Известен случай, когда 27 февраля 1883 года начальник штаба войск Туркестанского военного округа по просьбе местных жителей приказал устроить облаву на тигров, появившихся между Ташкентом и Чиназом, и истребить опасных хищников. Для этой цели были использованы регулярные воинские части (12-й туркестанский батальон).
Но в большей степени это было косвенное влияние, так как массовое окультуривание пойменных земель в руслах среднеазиатских рек человеком лишало тигров их основной кормовой базы — диких животных (кабанов и косуль), обитающих в тугаях.
Легенды и мифы
Изображение тигра (или льва) на фронтоне медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде
С тигром связано немало легенд и преданий, циркулирующих среди народов, населявших этот край, так как его способность маскироваться, неожиданно исчезать и появляться создала ему славу сверхсущества, оборотня. Одна из таких легенд связана с именем Александра Македонского или как его называют на Востоке — Искандером Зулькарнайном («двурогий» — по имевшимся на шлеме двум рогам барана = символа бога Амона, сыном которого Александра назвали жрецы Египта)
. Якобы он после завоевания Средней Азии и постройки на берегу Сырдарьи города —
Александрии эсхата
(Худжанд)[6] углубился в малонаселенные земли на севере за Сырдарьей и в окрестностях современного Ташкента охотился на тигров с помощью дротиков.
Как известно, в исламе существует запрет на изображение живых существ, что во многом определяет особенность искусства стран, в которых был распространен ислам. Однако, именно для тигров в суфизме, одной из ветвей ислама, распространенной в Средней Азии, было сделано своеобразное исключение, и образ тигра встречается на коврах и тканях, а также на фасадах мечетей и медресе города Самарканда в Узбекистане, в том числе на одном из медресе знаменитого комплекса медресе на площади Регистан.
Уссурийский тигр. Описание, особенности, образ жизни и среда обитания хищника. Статья подробно расскажет об уссурийском тигре, его особенностях и образе жизни
Охрана вида
Судьба вида очень драматична. Если в ХІХ веке тигров в тайге было очень много, то сейчас их численность составляет 500-600 особей. Встретить их можно лишь самых отдаленных таежных уголках.
Из-за постоянного отстрела хищника и вырубки леса вид оказался под угрозой полного исчезновения. Неблагоприятно также сказался отстрел лесных животных, особенно парнокопытных, которых хищник использует в пищу.
Уссурийский тигр в Красной книге с начала двадцатого века. Также он внесен в Международную Красную книгу. Поголовье катастрофически сокращалось вплоть до 1940-го года. Тогда на всей Земле осталось лишь до 40-ка представителей вида. В 1935 г. в Приморском крае был организован заповедник.
Точно подсчитано, сколько уссурийских тигров осталось. Сейчас по подсчетам в мире обитает лишь 450 уссурийских тигров. Если в Китае за убийство этого красавца полагается смертная казнь, то в России все ограничивается банальным штрафом.
Считается, что амурский вид до 1940-го года исчезал по следующим причинам:
- Резкое уменьшение популяции парнокопытных. На них велась активная охота.
- Частый отлов тигрят.
- Отстрел браконьерами самих тигров.
- Резкое уменьшение массивов тайги возле рек.
- Снежные зимы.
Лишь после войны популяция начала постепенно. Но очень медленно восстанавливаться. В 2010 г. принята «Стратегия сохранения амурского тигра в России». Она позволила немного увеличить площадь жизненного пространства хищника.
В Приморском крае организованы национальные парки «Земля леопарда», «Бикин». Также есть заказник. Сейчас охраняется четвертая часть ареала обитания тигра. По результатам переписи 2015 года выяснилось, что на Дальнем Востоке обитает до 540 особей.
Сейчас тигры остаются глубоко в тайге, на территории, которая максимально удалена от разрушительной человеческой деятельности. Со своего исторического ареала эти красавцы ушли. Зоологи мечтают исправить это и вернуть хищника в места его традиционного обитания.