Коростель, звуки которого слышны обычно ночью, в сумерках или на рассвете, особенно отличается во время брачного периода. Своим громким, как будто дергающимся криком «гик-гик, гик-гик, гик-гик…» самец старается обратить на себя внимание самок и в то же время бросает вызов конкурентам.

Коростель

Птица коростель (дергач) : описание, фото

Среди многочисленного птичьего царства существует очень интересный вид, представители которого отличаются своей нелюбовью к полетам. Это очень удивительно, ведь птицы созданы для неба. Природа наградила их крыльями, но данное пернатое практически не поднимается в воздух. Название птицы – коростель (фото см. ниже), еще ее называют дергачом.

Птица коростель (дергач) : описание, фото

Вечерами с лугов слышатся необычные трескучие звуки, чем-то они напоминают кваканье лягушек. Такой треск издают дергачи, из-за пугливости их трудно увидеть, зато услышать запросто. О том, как выглядит коростель, где обитает, как выживает в дикой природе, пойдет речь в данной статье.

Фотоохотник и знаток птиц Озёрского края Татьяна Львовна Гвоздева вновь порадовала читателей сайта «Я — Краевед» своим рассказом и интересными, редкими и (не побоюсь этого слова) уникальными фотографиями. Ведь на этот раз герой её рассказа — таинственный коростель. Птица, которую наверняка многие из нас слышали, но мало кто её видел, ибо она прекрасно умеет прятаться и перемещаться в густой траве, а взлетает вообще крайне редко. Можно стоять в двух метрах от неё, слышать её крик, но вряд ли вам удастся её увидеть.

Происхождение и внешний вид

Впервые коростель был классифицирован в 1756 году шведским ученым Карлом Линнеем, т.е. около 250 лет назад, но очевидно, что птица эта проживала и проживает на территории Евразии со времен глубокой древности. Первые достоверные рассказы об охоте на коростеля датируются аж вторым веком до нашей эры. Еще 200 лет назад птицы прекрасно себя чувствовали по всей площади Европы и Азии, но с середины XIX столетия их численность в Западной Европе резко сократилась, и во многих европейских странах коростель стал редкой птицей.

В настоящее время большая часть коростелей проживает на территории современной России. Дергачи облюбовали среднюю полосу и прекрасно себя чувствуют не только в заповедниках и заказниках, но и в непосредственной близости от небольших провинциальных российских городов (не встречаются они только на Крайнем Севере).

Коростель — небольшая птица размером чуть больше дрозда или перепелки. Своим внешним видом и телосложением напоминает подросшего цыплёнка домашней курицы. Коростель — птица «поджарая». Он обладает узким, вытянутым и сжатым с боков туловищем, длинной и прямой шеей, коротким хвостом, относительно длинными, крепкими и мускулистыми ногами, предназначенными для быстрого бега в высокой и густой траве.

У коростеля маленькая округлая голова, темные, карие глаза. Окраска тела рыжевато-охристая с тёмными пестринами. Спинка черно-бурого цвета с оливково-серыми пятнышками (окрас спинки чем-то напоминает рыбью чешую). Брюшко беловато-кремовое с желтоватым оттенком, крылья буровато-рыжие, в мелких светло-желтых пятнах. Бока головы, шея и грудь у самца пепельно-серые (вне сезона размножения серый цвет на голове, шее и груди самца исчезает).

Клюв крепкий, короткий и прямой (кончик чуть загнут книзу).

Максимальная длина птицы 27-30 см, размах крыльев 46-53 см, масса тела не превышает 200 грамм.

Самки и самцы имеют одинаковые размеры и схожи по внешнему виду, но различить их все-таки можно: у самцов зоб (передняя часть шеи) покрыт серыми перьями, а у самок светло-рыжими.

Дважды в год — весной и осенью — коростель линяет. Весенний окрас немного более яркий, чем осенний, но осеннее оперенье тверже, так как в это время года птица совершает длительный перелёт на юг.

Многие охотники с легавыми собаками избегают охоты на коростеля, считая, что такая охота портит собаку, так как приучает ее рвать стойку. Не каждая собака может доработать этого любителя побегать и запутать свои следы, тем более поднять его на крыло. Лучшая порода собак для охоты на коростеля это спаниели.

Таинственный крикун лугов — коростель

Да, действительно, крик коростеля не похож ни на одну токовую песню.

Чуфыканье тетеревов, хорканье вальдшнепов, тэканье глухаря так милы слуху людей, что можно назвать их поэтическими этюдами весеннего леса.

Звуки, издаваемые коростелем, песней я бы не назвал.

Но когда в полночь над приокским лугом раздается коростелиное «крээ-эк», «крээ-эк», один мой знакомый рыбачок тотчас просыпается и бормочет себе под нос: «Опять коростель завел свою песню, вот уж действительно дергач, дергает за нервы, поспать не дает! Мертвого разбудит!»

И попив из носика чайника водички, он накрывается бушлатом с головой, чтобы не слышать этой песни. И хорошо, если далеко от вас начинает «петь» коростель, а если рядом, в 10–15 метрах, то бессонная ночь вам обеспечена.

«Иди, шугани этого дергуна, да и донки заодно проверь», – говорит дружок, все больше натягивая на голову бушлат. А вот для меня крик коростеля радостен и приятен. Начало его полночной песни – это и начало моей увлекательной добровольной работы по учету коростеля в Европейской части России.

В 2002 году «Союз охраны птиц России» предложил всем желающим участвовать в мониторинге коростеля. Для этого требовалось немного. На лугах, где в начале июня были отмечены крики самцов, нужно было провести учет и нанести на карту места, где кричал коростель. Второй этап учета проводился во второй половине июля. Данные заполнялись в карточки учета и высылались в Москву в Союз охраны птиц России. И так в течение нескольких лет.

Площадка по учету была выбрана мной в Перемышльском районе Калужской области, между рекой Окой и озером Горское. Она небольшая, всего один квадратный километр, и за два-три часа ее спокойно можно обойти.

Итак, в полночь раздается первый крик коростеля, но не надо спешить. Сейчас зачитает свои стихи другой, там отзовется третий, на реке слышен четвертый, а на другой стороне – пятый. Какой-то замолкает, потом начинает вновь, а поэтический вечер и теплая звездная ночь только начинаются.

У меня налобный фонарик (так удобнее делать записи), карта площадки, две авторучки. Желательно надеть резиновые сапоги, так как на траве обильная роса, обещающая завтра солнечный день, и вперед, на первый крик, который ближе всего. А он кричит, заливается, и все ближе и ближе это демоническое «Крээ-эк», «Крээ-эк».

Вот как замечательно описал этот диковинный крик наш русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков: «Всего замечательнее в коростеле – его голос, или крик, доставляющий ему общенародную известность.

Этот крик очень похож на слог дерг-дерг-дерг, повторяемый им иногда до пятнадцати раз сряду. В хриплых звуках этого крика есть какая-то горячность и задорность. Прислушиваясь внимательно, почувствуешь, что это не просто спокойный голос или пенье птицы, а крик страсти.

Этот крик имеет еще ту особенность, что в одно время слышится в разных направлениях и расстояниях; сначала я думал, что кричат несколько коростелей, но впоследствии имел случай убедиться, что кричит один и тот же коростель.

Я увидел своими глазами причину, от которой происходит этот обман: коростель кричит, как бешеный, с неистовством, с надсадой, вытягивая шею, подаваясь вперед всем телом при каждом вскрикивании, как будто наскакивая на что-то, и беспрестанно повертываясь на одном месте в разные стороны, отчего и происходит разность в силе и близости крика».

А вот что пишет большой знаток природы, удивительный писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов: «В хриплом крике дергача есть что-то гордое. Всю ночь дергач кричит неустанно, прославляя земное бытие. Я всегда любил этот с детства знакомый мне бодрый крик. Теперь вспоминаю росистое раннее утро, легкий туман, расстелившийся над лугами, крик дергачей».

И еще Иван Сергеевич пишет: «У русского коренного человека, жизнь которого была связана с родной землею и ее живой природой, ночной мирный крик дергача неизменно вызывает поэтическое и радостное чувство».

Вот и я подходил к кричащему самцу на расстояние всего в 1–2 метра. Крик его был так неистов, что казалось, он исполняет эту свою песню в последний раз в жизни. Но одно дело слышать, а другое дело увидеть. А мне страшно хотелось именно увидеть это его безумное исполнение, этот его экстаз.

Но ночью, среди высокой травы это было практически невозможно, хотя я и светил фонарем, но кроме капель воды на траве, ничего не было видно. Крик прекратился, но стоило мне отойти, как он заскрипел вновь свою любовную песню. Так и ходил по лугу, записывая и отмечая кричащих самцов.

В 2002 году на площадке Горки (так условно я назвал это место по близлежащей деревне Горки) их было 11, в 2003 году их было 12, также 12 кричащих самцов я услышал и в 2004 году. Казалось бы популяция за эти три года была стабильной, но вдруг заброшенный некультивированный луг стали косить.

Хотя сенокос обычно проходит в конце июля – начале августа и вроде бы коростели успевают вывести и увести птенцов, но при учете в 2005 году их было всего 9 и кричали они уже не на лугу, а в прибрежных травах и кустах Оки и озера.

Сельское хозяйство стало оживать, и на следующий год на лугах были поставлены электропастухи и начался выпас скота. Кричащих самцов в 2006 году было уже всего четыре. Вот такая грустная статистика за 4 года учета: с 12 особей в 2002 году до четырех в 2006.

В связи с возобновлением сельскохозяйственной деятельности численность коростеля снизилась в три раза. Что год грядущий нам готовит? Думаю, коростель ушел в другие, более безопасные места, где нет лязга сенокосилок и выпаса скота.

Но вернемся к нашим коростелям, все еще поющим в прибрежной траве Оки. Увидеть его мне так и не удалось. Сколько раз я слышал его голос, но так ни разу и не видел. Лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Таинственный, невидимый певец, много раз я спрашивал у знакомых рыбаков и охотников: «Видели коростеля?» Все вроде знают, все вроде слышали:

– Да, ржаво-рыжий, похожий на перепелку.

– Да вроде как нет, только на картинах.

Мне тоже так и не удалось его увидеть. Как-то раз утром (было уже светло) я пытался подобраться, подкрасться к кричащему коростелю; хлопал в ладоши, быстро бежал на его крик, но все впустую.

Коростель не взлетал, он просто убегал от меня, соблюдая безопасную дистанцию, да убегал так, что я даже не замечал его исчезновения. Минут через 20–30 он начинал петь опять, как бы дразня меня: «Я здесь, я здесь…».

Смог я увидеть коростеля только благодаря прекрасным снимкам фотохудожника-анималиста Вячеслава Забугина, помещенным в его статье «Коростель». Рисунки в различных справочниках не дают такого восприятия, как фотографии.

Фотография – это факт, хотя описание С.Т. Аксакова очень точное: «Коростель немного больше перепелки объемом своего тела, только несколько длиннее станом, но при первом взгляде кажется гораздо ее больше; причиною тому длинная шея, длинные ноги и перья. Несмотря на то, все устройство его членов также чисто куриное. Коростель покрыт перьями красно-бурого цвета, с небольшими, продолговатыми, темными полосками или пестринками; крылья у него гораздо краснее; по всей спине лежат длинные перья, темноватые посредине и со светло-коричневыми обводками по краям; брюшко гораздо светлее, зоб отливает каким-то слегка сизым глянцем, нос обыкновенного рогового, а ноги светло-костяного цвета, подбой крыльев красный, на боках под ними перышки пестрые. Эта пестрота простирается к хвосту и даже на верхние части ног, покрытые мелкими перышками; хвост коротенький, также пестрый».

Коросте́ль, или дерга́ч (Crex crex) — небольшая птица семейства пастушковых. Гнездится во влажных высокотравных лугах, густо поросших кустарниковых болотах, засеянных пашнях и других открытых ландшафтах в умеренных широтах Евразии. Более половины популяции размножается на территории России. Перелётная птица, зимует в Африке, главным образом в кустарниковых и травянистых саваннах юго-восточной части континента.

Павел Глазков, кандидат биологических наук, рассказывает о животных в цикле передач «Каждой твари по паре». Вашему вниманию, в том числе, для семейного просмотра, предлагается новый репортаж нашего автора.

  • Канал Павла Глазкова на YouTube: «Каждой твари по паре»
  • Группа Павла Глазкова в социальной сети «В контакте»: «Каждой твари по паре»

Я смотрю на фотографии и сравниваю их с описанием, данным еще в XIX веке. Конечно, измениться ничего не могло, но в справочнике-определителе Союза охраны птиц на рисунке малый погоныш также очень похож на коростеля и даже описывается как «небольшая (со скворца) птица, характерного облика коростеля, но в пору брачных игр самец украшен сизыми перьями на горле».

Небольшая птица, несколько напоминающая по окраске перепела (отсюда, наверное, и немецкое название «Король перепелок»). Раньше так и считали, что каждую стаю перепелов возглавляет коростель, хотя ничего общего с ними не имеет.

Вот такая удивительная птица живет на заливных высокотравных и сырых лугах с участками кустарников, ржаных и пшеничных полях, птица, которую легче услышать, чем увидеть.

У рыболовов и охотников есть свои заветные места, куда ездят не раз и не два в году, а гораздо чаще. И не однажды они слышали на речных лугах среди ночи это незабываемое «крээ-эк», «крээ-эк». Может, и у вас возникнет желание узнать, сколько самцов поет из года в год.

Давайте задумаемся, что будет с коростелями дальше, ведь в Европе этот вид уже почти исчез, и не потому, что там на него охотятся, а из-за интенсивного сельского хозяйства, в результате чего исчезают природные биотопы коростеля.

У нас в России его популяция еще пока многочисленна, но это пока, а что будет дальше? Мои ежегодные учеты показали, что при сельскохозяйственной деятельности человека на площади всего в 1 кв. километр, численность коростеля сократилась. Плохо это или хорошо?

Для коростелей плохо; им приходится искать другие, более спокойные места обитания, для человека хорошо – оживает сельское хозяйство.

Как найти компромисс? Но чтобы его найти, нужно знать, сколько и где. Поэтому надо проводить учеты: учеты водоплавающих птиц, учеты вальдшнепов, учеты коростелей.

Еще не поздно увидеть увлекательный и прекрасный мир птиц, мир живой природы.

Владимир Симачев 4 сентября 2021 в 12:54


Козодой обыкновенный при своей заурядной внешности голос имеет необычный. Вряд ли его можно перепутать с голосом какой-либо другой птицы. Крик козодоя слышен на расстоянии до тысячи метров. Его издают самцы, сидящие на ветвях деревьев и самозабвенно предающиеся пению от заката до самого рассвета. Если подбирать аналогии, то песни эти можно сравнить с треском лягушек или звуком работающего мотора мотоцикла. Когда самец спокоен, он издает громкое «рьрьрьрь». А когда напуган, то что-то наподобие «фюрр-фюрр-фюрр». «Песенный сезон» начинается спустя несколько дней после возвращения козодоев с зимовки и заканчивается на финише лета. Правда, примерно в середине июля певцы делают небольшую паузу и затихают.

Если Вы нашли козодоя

Взрослого раненого козодоя достаточно кормить 2 раза в день (или 1 раз, если у него повреждены челюстные кости). Пищей могут служить кусочки сырого нежирного мяса лучше всего — сердца) или колбаски, скатанные из творога и натёртого на тёрке сваренного вкрутую яйца с небольшим добавлением тёртой моркови (то есть стандартный состав мешанки для насекомоядных птиц). Если есть возможность можно давать мучных червей или сверчков (тараканов, кузнечиков и т.д.). Если такой возможности нет – что ж, можно обойтись и без этого, особенно на первых порах.

Пищу следует периодически сдабривать витаминами предназначенными для певчих птиц (дозировка – согласно рекомендациям производителя препарата, вес козодоя примерно равен весу дрозда).

Кормить козодоя проще, чем с более мелких, и не таких широкоротых птиц. Кусочки корма следует смачивать водой. В первое время козодоя приходится кормить насильно. Если есть подозрение, что челюсть козодоя сломана, а это случается довольно часто, всю операцию нужно проделывать с особой осторожностью, стараясь не потревожить повреждённое место. В отдельных случаях приходится открывать козодою рот, слегка потянув за перья под клювом. В такой ситуации удобнее действовать вдвоём – один открывает птице рот, второй закладывает пищевой комочек. Кормить надо до тех пор, пока птица не начнёт проглатывать пищу с трудом, также можно контролировать процесс, ощупывая брюшко птицы пальцем. Когда оно наполнится, это станет заметно.

Через 2-3 месяца козодой (даже взрослый) обычно начинает есть сам, выхватывая пищевые комочки из пальцев. Следует помнить, что у козодоев бывают разные вкусы, и одна птица может больше любить мясо, в то время как другая предпочтёт ему творог. Впрочем, настоящие насекомые нравятся всем без исключения, а однообразного кормления они не любят – меню следует периодически разнообразить.

Козодои очень сильно привыкают к человеку, который постоянно за ними ухаживает, почти наверняка откажутся принимать пищу из рук незнакомца. К новым лицам птиц нужно приучать постепенн. Мне приходилось слышать и о козодоях, научившихся есть из кормушки, но мои птицы этого не делают, я кормлю их только с рук. Также пишут, что иногда козодои, живущие в неволе, научаются ловко подхватывать мучных червей, которых человек бросает им. Мне такого видеть тоже не приходилось.

Для жизни взрослому козодою, способному летать, требуется помещение размером как минимум 2 на 3 метра при высоте стандартной жилой комнаты. В нём обязательно должны быть присады в виде толстых веток, расположенных на разной высоте. На полу необходимо поставить низкий противень с водой и лоток с песком – козодои охотно купаются в пыли. Выпускать в природу козодоя, прожившего в неволе достаточно долго, и научившегося есть из рук, мне представляется мало осмысленным – вряд ли он сумеет адаптироваться раньше, чем умрёт с голоду. Способного к полету козодоя, который недолго (около месяца) пробыл на иждивении человека, чтобы залечить не слишком тяжёлую рану, выпускать можно. Важно только, чтобы к моменту выпуска у него были в порядке маховые перья.

Если вы рассчитываете выпустить попавшую к вам птицу достаточно скоро, лучше содержать его в тёмном небольшом помещении, например картонном ящике, и вынимать оттуда только для кормления. Так птица будет меньше двигаться и меньше повреждать перья. Дно коробки нужно застелить травой, торфом, или, несколькими слоями бумаги. Подстилку менять по мере загрязнения.

Птенца козодоя, следует кормить чаще, чем взрослую птицу – 4-6 раз в сутки. Состав корма такой же, как и для взрослого. Совсем маленькому (пуховому) птенцу может потребоваться обогрев.

Птенец начнет есть у вас из рук гораздо быстрее, чем взрослый козодой. Мне не известно, до какого возраста молодых козодоев сопровождают старые (знаю только, что это продолжается и после того, как молодёжь в совершенстве научится летать) и как именно происходит обучение молодых козодоев процессу воздушной охоты. Поэтому, я не могу сказать, возможно ли в принципе отпустить на волю птенца козодоя, выкормленного людьми.