Оглавление
Познакомившись с питомцем и начиная обучение, тренер внимательно следит за природными склонностями своего подопечного. Одни дельфины предпочитают прыгать над водой, другие – общаться со зрителями, «танцевать», «рисовать». Некоторые дельфины любят исполнять «акробатические» номера – делать сальто, «стойку» на хвосте, крутиться вокруг своей оси. Самым сложным в подготовке номеров считается обучение дельфина прыжкам через кольцо. Дельфин, как и любое млекопитающее, не хочет даже на секунду оставаться в замкнутом пространстве — боится, что ему нечем будет дышать. Здесь помощь и поддержка тренера нужна особенно сильно.
Процесс обучения дельфинов
Главный закон жизни дельфинов сформулировал еще Плутарх: «Дружба не за вознаграждение». Заставить дельфина выполнять какие-то задания насильно – невозможно, об этом знает любой зоолог. К отношениям дельфина и тренера знающие люди никогда не применят слова «дрессировка» — по сути это партнерство и игра. Зато дельфина легко заинтересовать новым трюком, каким-то упражнением, поданным в игровой форме.
Для того, чтобы разучить с дельфином несложную «программу-минимум», требуется полгода. При этом нужно учитывать характер дельфина. Все они по-разному относятся к обучению. Кто-то усваивает информацию быстрее, чем собратья, кто-то – медленнее. Одни готовы долго повторять один и тот же номер, а у других быстро появляется желание подурачиться.
При работе с дельфинами нужно учитывать их эмоциональное состояние. Оно тоже влияет на успех обучения. Кстати, тренеры говорят, что дельфинихи учатся быстрее и проявляют себя как более талантливые артистки. Но при этом они более капризны, чем самцы дельфинов – могут неожиданно обидеться. А вот дельфины работают стабильнее, без капризов, но программу усваивают дольше.
В начале тренировок у дельфина вырабатывают условный рефлекс – приучают его к так называемому «бридж-сигналу». Им может стать любой визуальный или звуковой сигнал, одинаково понятный и в воздухе, и под водой. Обычно для этой цели применяют собачий свисток. После каждого свистка в бассейн кидают рыбу. Дельфин привыкает к тому, что свисток всегда обозначает что-то приятное — запоминает взаимосвязь «свисток-рыба». Потом тренер потихоньку приучает дельфина к таргету – мягкому округлому предмету на длинной рукоятке. С помощью таргета тренер показывает дельфину, куда нужно плыть и что надо сделать.
Таланты дельфинов весьма разнообразны. Они «поют», прыгают через обручи, играют в мяч и могут «спеть» под аккомпанемент. Все это они проделывают с такой четкостью, ловкостью, изумительной легкостью, что невольно проникаешься завистью к этим прекрасным существам.
Но охотно развивать свои способности дельфин будет только в том случае, если ему интересно и если у него налажен контакт с тренером. Тренер должен быть мудрым, чутким, опытным профессионалом, легко определять состояние здоровья питомца и чувствовать его настроение.
Познакомившись с питомцем и начиная обучение, тренер внимательно следит за природными склонностями своего подопечного. Одни дельфины предпочитают прыгать над водой, другие – общаться со зрителями, «танцевать», «рисовать». Некоторые дельфины любят исполнять «акробатические» номера – делать сальто, «стойку» на хвосте, крутиться вокруг своей оси. Самым сложным в подготовке номеров считается обучение дельфина прыжкам через кольцо. Дельфин, как и любое млекопитающее, не хочет даже на секунду оставаться в замкнутом пространстве — боится, что ему нечем будет дышать. Здесь помощь и поддержка тренера нужна особенно сильно.
Тренер должен знать, какую рыбу предпочитает его подопечный, сколько еды требуется дельфину и даже то, какими кусочками она должна быть нарезана! Поэтому профессионалы занимаются этим лично, не доверяя ответственное дело никому другому. Для справки: дневная норма еды для белухи – это 25-30 килограммов рыбы, для афалины – 10-15. Кстати, после попадания в дельфинарий животных нужно приучать еще и к тому, что мороженая рыба – это тоже полноценная еда. А все потому, что дельфин – охотник, ему нужно, чтобы добыча двигалась, пряталась, уплывала.
Дельфинам, выступающим в шоу или только проходящим обучение, нужны постоянные тренировки. Они могут длиться от 10 до 40 минут, а между ними обязательно должны быть периоды отдыха. Обычно тренер проводит две-три тренировки в день (чем неопытнее дельфин, тем больше с ним надо заниматься). Правда, в разгар сезона, когда дельфинарий дает 4-5 представлений в день, на тренировки может не остаться времени и сил. Но только в этом случае!
В процессе обучения дельфинов не используются шаблоны. Конечно, есть определенный набор уже известных трюков, но главное при тренировках – не зрелищность во что бы то ни стало, а положительные эмоции. Чтобы передать их зрителям, и дельфин, и тренер должны прежде всего сами испытывать радость.
Со стороны выступления «морских артистов» очень похожи на цирковые номера, но по сути сильно отличаются от них. Например, афалины, белухи, морские котики, выступающие перед зрителями, «здороваются» и «прощаются» с публикой, поднимая ласты или выпрыгивая из воды. Но это не столько обязательный трюк, сколько природная общительность, живость, любознательность этих морских зверей.
В цирке у хищников вырабатывают условные рефлексы, стремясь добиться хорошего исполнения трюков (прыгнул через горящий обруч – получил большой кусок вкусного мяса). Гордый лев или тигр вряд ли захотел бы подчиняться человеку по собственной воле. Дельфины же воспринимают мир совершенно по-другому – работа с людьми для них является игрой. И все свои номера, которые так восхищают нас на представлениях в дельфинарии, морские артисты выполняют осознанно – поскольку сами получают от этого удовольствие.
У нас был случай, когда у девушки, которая занималась болезнями дельфинов, заболел сын, и она очень долго не могла понять, что с ним такое. Его долго не могли вылечить, пока она сама не догадалась сделать посев и посмотреть в лаборатории, что же там. Оказалось, что штамм стафилококка, который вырос из мазка сына, не человеческий, а дельфиний. Стафилококк этот был к человеческим лекарствам абсолютно не восприимчив, и у парня развилась серьезная пневмония. Если бы мама не сообразила, то у этой истории мог бы быть трагический конец, но вылечила сына дельфиньими антибиотиками.
Центр океанографии и морской биологии «Дельфиния» открылся 2 августа Новосибирске. Его обитателями стали морские львы, белухи, дельфины и морж, и новосибирцы уже выстраиваются в очередь, чтобы посмотреть дельфинье шоу. Бывший тренер морских млекопитающих и биолог Григорий Цидулко объяснил, почему считает дельфинарии одним из самых негуманных изобретений человечества.
Я учился на биофаке Московского университета, на кафедре «Зоология позвоночных» — поступал туда, чтобы заниматься биологией и поведением морских млекопитающих. Но оканчивал университет в конце , и там были понятные проблемы с финансированием экспедиций, научных исследований и вообще всего. А в московском зоопарке как раз появились белухи, но персонала для работы с ними не хватало, поэтому зоопарк организовал школу тренеров. Я решил, что это интересная возможность, и я смогу, поработав с этими животными, понять, как их дрессируют и содержат.
В итоге меня пригласили там остаться и работать с самцом белухи, которого тоже звали Гриша, его не называли в честь меня, он с таким именем уже приехал. Почти два года я там проработал и понял, что это достаточно грязный, некрасивый бизнес, и закулисье дельфиньего шоу не так радужно. Я пробовал менять, но ничего не вышло. Получилось так, что менять я ничего не могу, а участвовать в том, что происходит, не хочу, поэтому я прекратил это занятие, и продолжил заниматься исследованием морских млекопитающих и, по возможности, противодействовать отлову и содержанию этих животных в неволе.
В России на заре этого бизнеса животных отлавливали, в основном, для продажи за рубеж. А я считаю, что эти животные должны жить на свободе. Даже если уйти от понятий морали и этики, не разбираться, что гуманно, а что нет, есть один простой аргумент — для морских млекопитающих практически невозможно создать условий в неволе, в которых они могли бы нормально существовать. Им нужны большие пространства, богатая и социальная среда, которую в неволе воссоздать нельзя. Они за день проплывают иногда до сотни километров, если захотят, и очень сильно зависят от взаимодействия со своими близкими и родными. Обычно их вылавливают в возрасте 2–3 лет, когда они фактически дети и ходят вместе с матерями, уже могут есть рыбу, но при этом еще продолжают питаться материнским молоком. Причина простая: молодых животных проще транспортировать и проще дрессировать.
В России нет ни одного удовлетворяющего условиям содержания морских млекопитающих океанариума, даже недавно построенный и открытый в Москве «Москвариум» не соответствует никаким международным нормам, а своих, российских, просто не существует. Животные в океанариуме оказываются в очень стесненных условиях, чаще всего в полном одиночестве, потому что мало кто способен содержать больше одной особи. А это пожизненное одиночное заключение. В Московском зоопарке, где я работал, условия были лучше, чем в других дельфинариях, но все равно этот бассейн был сконструирован для ластоногих: котиков и моржей. Там все было сделано с учетом того, что эти животные будут выходить на сушу и отдыхать на мелководье, а не для постоянно плавающих дельфинов.
В тренеры обычно идут люди, которые мечтают работать с дельфинами. Многие мои знакомые тренеры говорят: «Против отлова я поделать ничего не могу, их все равно будут ловить, но я хотя бы сделаю лучше животным, с которыми работаю». А люди, которые не работают непосредственно с животными, а владеют ими, очень часто относятся к ним как к печатным денежным станкам. Заинтересованности в проектах нет. Казалось бы, Московский зоопарк — образовательное учреждение, занимающееся экологическим просвещением, образованием, популяризацией науки, но популяризации там, по большому счету, не было, а было желание заработать быстрые деньги.
Расхожее мнение о том, что дельфины сами любят делать трюки — это неправда. Если бы у животного был выбор, оно бы предпочло не общаться с человеком и заниматься своими делами. Все представления и дрессировка построены на пищевой мотивации, а наказание — депривация пищевая и, иногда, поведенческая. Если животное помещают в обедненную среду, то для него общение хоть с всегда лучше, чем отсутствие общения вообще, и тренер, который выходит на бортик бассейна — отдушина, с ним можно повзаимодействовать.
Все дрессировки морских млекопитающих построены на пищевом подкреплении или неподкреплении. Дневная норма пищи рассчитывается с учетом того, что у вас есть три дневные тренировки, и полная порция, положенная на день, делится на три части и на представление. Животное на каждый номер выходит немножко голодным и знает, что, если сделает трюк плохо, еды не получит. Некоторые животные, что, правда, широко не афишируется, несмотря на обедненную среду, отказываются от общения и кормления — фактически объявляют голодовку. Некоторых сажают на антидепрессанты и всю жизнь на них держат, потому что в таком состоянии зверь идет контакт и на выступление, чего от них и добиваются.
При этом в дельфинариях работают разные люди, некоторые может быть, с извращенным пониманием любви к животным, но старающиеся хоть в таких условиях сделать их жизнь лучше. Другое дело — отлов. До половины выловленных в устье Амура белух погибает в процессе отлова и раскорма (когда белух учат есть мертвую рыбу). Что происходит во время отлова косаток, покрыто тайной — это более резонансная тема и более дорогие животные. Сейчас одна свежевыловленная, еще не раскормленная косатка стоит, по слухам, порядка 15 млн долларов.
Это больно, это кроваво, это жестоко, и в нашей стране нет никакого законодательства, которое бы регулировало хоть содержание дельфинов и их отлов. Есть выпущенные, кажется, в году, рекомендации по отлову, но, , это рекомендации, они не обязательны к исполнению. , по факту у нас отсутствует контроль, операции по отлову продолжаются несколько недель, а то и месяцев, и не один территориальный орган надзора не может отправить своего инспектора на полтора месяца в командировку по надзору за отловом. Одно время были разговоры, чтобы сами «природопользователи» оплачивали такие командировки инспектору, но им это неинтересно — зачем оплачивать «лишние глаза» на отлове. С другой стороны, возникает интересный казус: если ты контролирующему тебя инспектору платишь деньги, то какое заключение он может написать?
Мне часто пишут: «У меня нет возможности свозить ребенка на море, поэтому я пойду в океанариум, и пойду не раз, и мне наплевать, каким образом животные туда попали и как там к ним относятся». Это такая сделка с совестью: животные все равно уже там есть, а ребенку показать очень хочется. И людям сложно объяснить ребенку, почему этого делать не надо, когда у него уже половина класса сходила в океанариум.
Есть много случаев, подтверждающих, что животные прекрасно понимают, что с ними происходит. Косатки часто приходят и пытаются освободить своих пойманных сородичей из сетей, матери следуют за своими пойманными детенышами на очень большие расстояния. В злосчастной бухте Тайцзи, на глазах детенышей, которые подходят для отлова, их мам, пап, бабушек буквально режут, иногда убивают не очень эффективно и раненое животное долго плавает, умирая, в бухте. А детеныша пакуют в ванну, транспортируют в Москву и рассказывают публике о том, как животным хорошо в океанариуме и как они рады видеть всех присутствующих и выступать.
Все попытки защитить морских млекопитающих у нас пока разрозненные. Люди руководствуются совершенно разными идеями: одни пытаются смотреть на это с научной точки зрения, другие апеллируют к эмоциям, третьи просто рвут на себе рубашку и кричат: «, срочно всех в море!» Этих животных, конечно, можно выпустить обратно в море. Но только если вы дельфина, который плавал десять лет по кругу в дельфинарии, привезете на берег и скажите «Плыви, родной» — это будет равно тому, что отпустить его на медленную смерть. За годы неволи у них сильно ослабляется иммунная система, они забывают, как жить на воле. Животное к возвращению на волю надо готовить 2–3 месяца, до полугода, это очень дорого, и таких случаев пока немного. Вот косатку Кейко, после выхода фильма «Освободите Вилли» под давлением общественности выпустили.
Правда о дельфинотерапии состоит в том, что любое общение с животными помогает, и параллельно с этим помогает водотерапия — плавание, ныряние, расслабление мышц. Поэтому считается, что дельфинотерапия эффективный способ реабилитации. Но мало кто знает, что дельфинотерапия больше опасна, чем полезна, потому что дельфины являются носителями целого ряда заболеваний, которые могут передаваться путем, сложно диагностируются и очень сложно лечатся. Патогенные или условнопатогенные микроорганизмы у дельфинов похожи на человеческие, но при этом абсолютно резистентны к человеческим лекарствам.
У нас был случай, когда у девушки, которая занималась болезнями дельфинов, заболел сын, и она очень долго не могла понять, что с ним такое. Его долго не могли вылечить, пока она сама не догадалась сделать посев и посмотреть в лаборатории, что же там. Оказалось, что штамм стафилококка, который вырос из мазка сына, не человеческий, а дельфиний. Стафилококк этот был к человеческим лекарствам абсолютно не восприимчив, и у парня развилась серьезная пневмония. Если бы мама не сообразила, то у этой истории мог бы быть трагический конец, но вылечила сына дельфиньими антибиотиками.
Когда люди идут в воду к дельфинам, им про это не говорят. И если человек заразится в дельфинарии, то мало найдется врачей, которые смогут сообразить, в чем дело, и помочь. Поэтому лучше завести кошку и заняться плаванием — это проще, дешевле, безопаснее и гуманнее.
Беседовала Вера Сальницкая
Иллюстрации Натальи Грединой
Дрессировка – долгий процесс и начинается он с адаптации животного к жизни в неволе.
akvanari.ru
Дельфины – самые популярные артисты в дельфинариях. Они очень хорошо поддаются дрессировке и легко усваивают даже сложные номера. Дельфин-афалина способен усвоить трюк всего за один показ. Правда, если трюк не будет вознагражден, афалина быстро о нем забывает. Поэтому главным принципом дрессировки является обязательное поощрение животного излюбленным лакомством – в данном случае морской рыбой.
Дрессировка – долгий процесс и начинается он с адаптации животного к жизни в неволе.
После того, как специально обученные люди отлавливают дельфина, он проходит тщательную проверку врача. В большинстве случаев дельфины, которые жили на воле, заражены паразитами разных видов. Это происходит от того, что они питаются живой рыбой, которая является разносчиком разных заболеваний. Очень важным шагом к адаптации животного является отучение его от бывшей еды. Дельфинов учат питаться той рыбой, которую им дают, а не плавать часами в поисках живой. Также животным регулярно даются различные витаминные добавки и постепенно они привыкают к другому образу жизни.
Но, к дрессировке дельфина, даже после того как он прошел карантин, все обследования и уже приспособился жить в неволе, все же приступают не сразу. Для начала, нужно чтоб животное привыкло к своему тренеру. В период «знакомства» тренера почти не выходят из воды. Они часами плавают с дельфином, легко дотрагиваются до него и угощают лакомствами. Для того чтоб облегчить будущий процесс дрессировки тренера сопровождают кормежку различными сигналами, которые дельфин постепенно учит и запоминает. Только после того, как дельфин привыкнет к тренеру и выучит базовые сигналы можно приступать к учению отдельных элементов. Когда животное обучено всем нужным элементам, то из них уже формируется выступление.
А еще дельфины очень любят играть. Часто они предпочитают игру еде. Это их увлечение тренер легко превращает в увлекательные трюки с мячом, обручем и перекладинами. Но главным принципом дрессировки животного является его поощрение. Наказание должно быть исключено. Если человек попытается применить наказание, он получит вялое исполнение трюка и агрессивное поведение, иногда в ответ на наказание дельфин может даже ударить хвостом.
Поощрением не обязательно должна быть пища. Если дельфин, получая рыбу, слышит свисток тренера или видит его поднятую руку, то повторение этих сигналов может ассоциироваться у него с поощрением. И в следующий раз он выполнит команду по свистку или по другому знаку, удобному тренеру.
Так же, как и людям, дельфинам присущ свой характер и индивидуальность. Некоторые животные могут никогда не научиться какому-то трюку, в то время как другие «схватят налету» и в точности воспроизведут задание. Сложность дрессировки также зависит и от пола дельфина. Самки учатся быстрее самцов, но являются довольно своенравными и могут не выполнить трюк из-за нежелания. Самцы же, наоборот, медленнее привыкают и поддаются обучению, но более надежны и стабильны.
Если дельфин делает что-то плохое – например, окатывает тренера водой или бьет головой или зубами, то тренер может повернуться к нему спиной, забрать ведро с рыбой и уйти на одну минуту. Этого будет достаточно, чтобы дельфин отказался от такого способа поведения. Но эта техника должна применяться очень осторожно, так как она приносит страдания животным.
Дельфинов дрессируют для показа представлений в океанариуме или дельфинарии и довольно успешно. Для этих существ выполнение даже сложных номеров не представляет трудности, они способны на большее. Поэтому перед дельфинами ставят и другие цели. Этих удивительных млекопитающих можно научить вести разведывательные работы по изучению морского дна. Например, поднимать со дна какие-либо предметы, искать подводные мины, радиолокационные устройства.
Дельфины могут служить связными между кораблем и аквалангистом. Например, если аквалангисту понадобился какой-либо инструмент или ему необходимо передать записку, то это поручение может с легкостью выполнить дельфин.
Дельфинов учат защищать людей от акул, спасать тонущих.
Вы скажете, что они и так это делают? Не совсем. Дельфины – невероятно любознательны и приближаются к людям из любопытства, распугивая акул. Дрессировка всегда заключается в том, чтобы наиболее полно раскрыть способности животного, а не научить его чему-то абсолютно новому.
Более подробно узнать о разных тонкостях дрессировки и поведении дельфинов во время занятий вы можете узнать из отрывка книги Джона Лилли, известного американского врача-психоаналитика и ученого-нейробиолога, который известен своими исследованиями коммуникативной способности дельфинов.
Автор обновления: Полищук Анастасия
Дата обновления: 27.08.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена!
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
Человек без маски или водолазных очков видит под водой очень плохо — все предметы размыты. Это следствие разного коэффициента преломления света в воде и в воздухе. По идее, дельфин должен испытывать те же проблемы, но он довольно скоро начинает ориентироваться в воздушной среде, узнает своего тренера, без промаха хватает корм, а впоследствии выполняет точные трюки.
Как дрессируют дельфинов? Будет вам и рыбка, будет и свисток.
После посещения дельфинария мало кто задумывается, как же дрессировщикам удалось научить дельфинов выполнять все эти трюки? А ведь дельфины выполняют такие сложные номера, которые не снились наземным животным-артистам цирков.
Дрессировщики дельфинов называют себя тренерами, чтобы подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с традиционными методами дрессуры, основанными на подавлении индивидуальности животного. Тренировка дельфинов — прежде всего игра, в которой ученик получает больше удовольствия, чем тренер. Цель этой игры — развитие способностей ученика, а не подавление его. Часто бывает, что вся предназначенная для поощрения дельфина рыбка уже съедена, он сыт, но упорно продолжает работать — просто из интереса.
Но мы несколько забежали вперед, ведь прежде, чем начать тренировки, дельфина необходимо приручить. Только что отловленный дельфин боится человека, апатично висит в середине своего отсека, либо как заведенный плавает по периметру, ничего не ест и ничем не интересуется. Первые задачи тренера — научить его есть, не бояться человека, высовываться из воды.
Первым делом — еда. В природе дельфин питается живой рыбой, которую ловит сам. В день взрослый дельфин афалина съедает ведро-два некрупной рыбы. В условиях неволи приходится кормить животных замороженной рыбой, разумеется, предварительно разморозив ее. Если просто высыпать рыбу в бассейн, то придется потом ползать по дну с аквалангом, собирая ее — дельфин не съест ни одной. Нужно ловко подбросить небольшую рыбку ему под нос, чтобы она по инерции поплыла, как живая, тогда есть шанс, что он схватит ее. Голод не тетка, и, поголодав несколько дней, дельфин начинает брать подброшенную ему рыбку. Он весьма понятлив и, попробовав первую рыбину, сразу смекнет, что это еда, и дело пойдет на лад.
Параллельно с кормлением проводится ежедневное приручение в прямом смысле этого слова — приучение к рукам. Кожа дельфинов на ощупь напоминает туго накачанную автомобильную камеру (именно камеру, а не покрышку) — такая же упругая, гладкая и холодная. Если провести по коже ногтями, то чувствуются мельчайшие бороздки, как звуковые дорожки на виниловом диске. Эти бороздки гасят турбулентность воды при отрыве от кожи, позволяя дельфину плавать с огромной скоростью. Под ногтями при этом останется темно-серая масса — это шелушится верхний слой эпителия кожи (совсем как у человека).
В море, на свободе, дельфин быстро плавает, так что эпителий отшелушивается из-за трения о воду, в неволе он накапливается и вызывает зуд. Поэтому дельфины любят почесывания, но как подобраться к дикарю на расстояние вытянутой руки? Если дельфин в бассейне, то просто спускают воду, пока не останется по колено. В такой мелкой воде к дельфину легко подойти. Если дельфин в морском вольере, то из толстой сети натягивается ложное дно, оставляя дельфину небольшую глубину.
Вооружившись скребками и щетками, тренер осторожно подбирается к пленнику и начинает чесать его со всех сторон. Дельфин вскоре перестает дичиться и сам подставляет места, которые нужно почесать. На второй-третий день почесывания можно умудриться скормить дельфину рыбку, если помахать ей у него перед носом. Как правило, если дельфин не стал есть сам, то такой метод приносит плоды.
Как только дельфин стал уверенно есть, его начинают подманивать рыбкой поближе к мостику тренера и, приподнимая рыбку над водой, стараются заставить дельфина высунуть нос из воды. Это важный момент, ведь в природе дельфины редко высовываются — все их интересы под водой. Поднимая рыбу с каждым разом все выше, тренер добивается, чтобы дельфин высовывался все дальше и учился видеть в воздухе.
Человек без маски или водолазных очков видит под водой очень плохо — все предметы размыты. Это следствие разного коэффициента преломления света в воде и в воздухе. По идее, дельфин должен испытывать те же проблемы, но он довольно скоро начинает ориентироваться в воздушной среде, узнает своего тренера, без промаха хватает корм, а впоследствии выполняет точные трюки.
Как только дельфин стал нормально есть, подплывать к мостику и высовывать голову из воды, можно начинать тренировку — обучение различным навыкам, которые впоследствии станут основой трюков.
Но перед этим необходимо приучить дельфина к свистку. Свисток — ультразвуковой или обычный — непременный атрибут тренировки дельфинов. Зачем он нужен? Чтобы дать животному понять, что он все делает правильно и заработал рыбку, и все это на некотором расстоянии от тренера.
Сначала нужно накрепко связать в понятии дельфина, что свисток означает рыбу. Поэтому сначала тренер бросает ему рыбку за рыбкой, сопровождая каждую свистком: свисток — рыбка, свисток — рыбка. Довольно быстро дельфин начинает соображать и, услышав свисток, уже озирается в поисках рыбы. Связь произошла. Конечно, ее еще нужно закреплять и закреплять, никогда не давая дельфину рыбу без свистка, по крайней мере, на тренировке.
Свисток позволяет закреплять в поведении животного желательные элементы, даже когда оно находится на другом краю вольера. Например, мы хотим научить дельфина выпрыгивать из воды. Мы сидим на своем тренерском мостике и наблюдаем за дельфином. А тот занимается своими делами: плавает, ныряет на дно, заглядывает в соседние вольеры, всплывает для вдоха, исследует новые предметы. Вот он высунулся из воды и смотрит в нашу сторону. А нам только того и надо: следует свисток, и в воду летит рыбка.
Не будь свистка, мы бы просто бросили рыбу, и дельфину трудно было бы понять, за что его, собственно, поощрили. Дельфин поплыл бы за рыбой, а потом стал отираться возле мостика, в надежде получить еще. А со свистком, если мы не прозевали момент, поощрение дается точно в момент нужного действия. Поощрением является сам свисток, так как дельфин знает, что за каждый свисток он получает рыбу.
Желая продолжить игру, да и поживиться еще рыбкой, дельфин начинает вспоминать, что он такого сделал, за что был поощрен. И повторяет всю цепочку действий, предшествующую свистку. Вот он снова высовывается — тренер, не зевай! — свисток! Получив вторую рыбу, дельфин уже не сомневается, что от него хотят. Он тут же высовывается, за что получает свисток и очередную рыбку. Дельфины чрезвычайно умны и сообразительны — намного умнее собак. Поэтому дальнейшая тренировка развивается стремительно.
Получив несколько поощрений за одно и то же действие, дельфин снова высовывается. Но что это? Ни свистка, ни рыбы? Зверь начинает экспериментировать — высовываться сильнее. Вот он, долгожданный свисток! Рыба съедена, дельфин делает круг и высовывается кое-как. Свиста нет. Еще круг, и дельфин высовывается по плавники. Свисток! Рыба. Зверь понял — высовываться нужно выше и выше. В конце тренировки он уже будет высовываться из воды «по пояс», а на следующий день научится целиком выпрыгивать из воды.
Без применения свистка такое быстрое обучение было бы невозможным. Свист — это почти родной язык для дельфинов, которые переговариваются между собой на языке звуковых и ультразвуковых свистов. Возможно, именно дельфины своими «разговорами» подсказали американцам в 50-е годы прошлого века мысль применить обычный полицейский свисток для тренировки. Сейчас без свистка не работает ни один дельфиний тренер.
Вот так, с терпением и любовью, тренер превращает перепуганное дикое животное в веселое, игривое и бесконечно доброжелательное к людям существо — звезду дельфинария.
Когда я вновь посетил Театр моря в 1960 году, дрес сировщики все еще плавали вместе с дельфинами, но отношения между ними стали более настороженными, менее близкими и более отчужденными. Животные ин тересовались людьми в масках, но вместо того чтобы подплывать к ним вплотную, просто «огрызались». Они с большим любопытством следили за пловцами и иногда, проплывая рядом с ними, щелкали челюстями. Впоследствии мы наблюдали такое же щелканье челюстями у содержавшихся в неволе дельфинов на Виргинских островах и в нашей лаборатории в Майами.
Как дрессируют дельфинов?
→ Водный мир, Животные в жизни человека
У многих посетителей дельфинариев, возникает вопрос, а как же тренируют обитателей, столь дивных и красивых млекопитающих- дельфинов?
После посещения дельфинария мало кто задумывается, как же дрессировщикам удалось научить дельфинов выполнять все эти трюки? А ведь дельфины выполняют такие сложные номера, которые не снились наземным животным-артистам цирков.
Дрессировщики дельфинов называют себя тренерами, чтобы подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с традиционными методами дрессуры, основанными на подавлении индивидуальности животного. Тренировка дельфинов – прежде всего игра, в которой ученик получает больше удовольствия, чем тренер. Цель этой игры – развитие способностей ученика, а не подавление его. Часто бывает, что вся предназначенная для поощрения дельфина рыбка уже съедена, он сыт, но упорно продолжает работать – просто из интереса.
Но мы несколько забежали вперед, ведь прежде, чем начать тренировки, дельфина необходимо приручить. Только что отловленный дельфин боится человека, апатично висит в середине своего отсека, либо как заведенный плавает по периметру, ничего не ест и ничем не интересуется. Первые задачи тренера – научить его есть, не бояться человека, высовываться из воды.
Первым делом – еда. В природе дельфин питается живой рыбой, которую ловит сам. В день взрослый дельфин афалина съедает ведро-два некрупной рыбы. В условиях неволи приходится кормить животных замороженной рыбой, разумеется, предварительно разморозив ее. Если просто высыпать рыбу в бассейн, то придется потом ползать по дну с аквалангом, собирая ее – дельфин не съест ни одной. Нужно ловко подбросить небольшую рыбку ему под нос, чтобы она по инерции поплыла, как живая, тогда есть шанс, что он схватит ее. Голод не тетка, и, поголодав несколько дней, дельфин начинает брать подброшенную ему рыбку. Он весьма понятлив и, попробовав первую рыбину, сразу смекнет, что это еда, и дело пойдет на лад.
Параллельно с кормлением проводится ежедневное приручение в прямом смысле этого слова – приучение к рукам. Кожа дельфинов на ощупь напоминает туго накачанную автомобильную камеру (именно камеру, а не покрышку) – такая же упругая, гладкая и холодная. Если провести по коже ногтями, то чувствуются мельчайшие бороздки, как звуковые дорожки на виниловом диске. Эти бороздки гасят турбулентность воды при отрыве от кожи, позволяя дельфину плавать с огромной скоростью. Под ногтями при этом останется темно-серая масса – это шелушится верхний слой эпителия кожи (совсем как у человека).
Если дельфин делает что-то плохое – например, окатывает тренера водой или бьет головой или зубами, то тренер может повернуться к нему спиной, забрать ведро с рыбой и уйти на одну минуту. Этого будет достаточно, чтобы дельфин отказался от такого способа поведения. Но эта техника должна применяться очень осторожно, так как она приносит страдания животным.
Дельфинов дрессируют для показа представлений в океанариуме или дельфинарии и довольно успешно. Для дельфинов выполнение даже сложных номеров не представляет трудности, они способны на большее. Поэтому перед дельфинами ставят и другие цели. Дельфины можно научить вести разведывательные работы по изучению морского дна. Например, поднимать со дна какие-либо предметы, искать подводные мины, радиолокационные устройства.
Дельфины могут служить связными между кораблем и аквалангистом. Например, если аквалангисту понадобился какой-либо инструмент или ему необходимо передать записку, туда можно послать дельфина.
Дельфинов учат защищать людей от акул, спасать тонущих. Вы скажете, что они и так это делают? Не совсем. Дельфины – невероятно любознательны и приближаются к людям из любопытства, распугивая акул. Дрессировка всегда заключается в том, чтобы наиболее полно раскрыть способности животного, а не научить его чему-то абсолютно новому.