Но, согласно ведическим писаниям, корова это не только способ выжить и кормилица, у неё божественное происхождение — она мать всех коров. Богиня Сурабхи специально совершала аскезы, чтобы коровы стали благостными и помогали всем нуждающимся в разных мирах. У коров даже есть специальный райский мир, называемый Голокой 1 .

Традиции Индии: почему в этой стране корова признана священным животным?

В Индии издревле с большим уважением относились ко всем животным. Всё потому, что индусы верят в реинкарнацию, которая предполагает возможность того, что душа животного в прошлой жизни могла жить в человеческом теле и, соответственно, наоборот.

Убить живое существо для индуса – это большой грех, который мало что может искупить, ведь любая душа должна пройти все семь этапов перевоплощения, и уж точно не человеку вмешиваться в этот сложный процесс. Именно поэтому в Индии практически не едят мяса.

Но среди всех животных в Индии особое место занимает священная корова. Её называют здесь «Гау Мата» или «Корова-мать». Почему именно корова, читайте далее.

Почему у индусов это существо так почитаемо: едят ли его и можно ли доить?

На этот вопрос могут ответить две теоретических версии: религиозная и бытовая (житейская). Со временем эти две теории смешались друг с другом, теперь одни традиции вытекают из других, объединяя исторические и религиозные корни.

Какие есть религиозные обычаи?

Есть несколько выдержек из религиозных индийских текстов, которые упоминают корову в качестве священного и божественного создания:

  1. Согласно верованиям, индийцы после смерти могут попасть на Небеса только через реку. А переплыть реку можно, только держась за хвост коровы.
  2. Шиваиты верят в то, что Шива появился на свет из уха мифологический богини древней Индии Притхиви, которая в тот знаменательный момент приняла зооморфный образ коровы.
  3. Во многих старинных текстах говорится, что бог Кришну всю свою юность занимался пастушеством вблизи Вриндаваны. Отсюда якобы и идут все почитания коров как священных созданий и вознесение работы пастуха в разряд божественных трудов.
  4. Создавая океан, боги достали из него корову Камдхену. Эта корова, словно золотая рыбка, могла исполнять любые желание. Так что если индус любит свою корову и хорошо за ней ухаживает, то все его желания будут исполняться.
  5. Образ коровы-матери является образом кормилицы для всего сущего, и особенно для человека. Поэтому и молоко в Индии считается священным напитком.
  6. Коровы уравнены в своём статусе с так называемыми «высшими кастами» – брахманами. Это своего рода жрецы или священнослужители. Человек, который относится к такой касте, является неприкосновенным (во всех понятиях). Неприкосновенно и всё то, что отождествляется со священным статусом – храмовая утварь, жертвоприношения богам и коровы.

Интересно! В Индии по сей день запрещается употреблять в пищу мясо коровы. Убийство этого священного животного равняется убийству священнослужителя. В древней Индии за такое преступление была положена смертная казнь.

Бытовые реалии

Бытовые традиции по отношению к коровам частично берут начало из древних религиозных писаний, а частично из исторического и практического опыта:

  1. Практически все индийцы являются лактовегетарианцами, так что коровье молоко является основным продуктом их питания.
  2. В Индии существует особый состав (элемент), который носит название «панчагавья». Этот состав является очищающим и состоит из пяти ингредиентов: коровьего молока, масла гхи, ласси, коровьей мочи и экскрементов.
  3. Коровий навоз используется в Индии в качестве топлива и строительного материала.
  4. Сгоревшие экскременты коров используются для удобрения полей и огородов.
  5. Молочная сыворотка входит в состав большинства индийских лекарств, поскольку обладает целебными свойствами.

Интересно! В Индии коров называют «Гау Мата» или «Корова-Мать» в переводе. На санскрите корова обозначается словом «го», а «мёртвый» пишется как «videh».

Так что русское слово «говядина» имеет вполне выраженные санскритские корни и дословно обозначает «мёртвая корова».

Нарываться на неприятности не хочется никому, так что в большинстве случаев люди с меньшей одержимостью коровами стараются скрыть свои предпочтения и с уважением отнестись к предпочтениям тех, кто следует догматам индуизма.

Праздники коровы в Индии

В Индии существует ряд праздников, в центре которых находится — корова и/или телята:

  • Накануне пятидневного фестиваля Дивали (перед Дхантерасом) в разных регионах Индии отмечается Говатса Двадаши, также известный как Васу Барас или Нандини Врат. Это самый настоящий День поклонения коровам, когда перед коровами устраиваются пуджи, их почитают как Богов. Людям рекомендуется в этот праздник поститься (особенно — избегая молочных продуктов и сделанных из пшеницы), кормить крупный рогатый скот, жертворать в гошалы.
  • В месяц Картика существует еще один праздник коровы, именуемый Гопаштами. В этот день корову всячески чествуют: как бездомную, так и домашнюю. Брамины проводят Го-пуджу, люди посещают гошалы, стараются накормить коров самостоятельно, а также делают пожертвования организациям, кормящим коров.
  • Почитают коров и в период Питру-Пакша, когда вся Индия поклоняется своим предкам. В эти дни принято кормить бездомных животных, в том числе — коровок и быков. Считается, что такая деятельность будет благоприятна для умерших родственников.

Как живут коровы в Индии?

В Индии распространена порода коров с небольшим горбом на спине и заметными кожными складками между передними ногами. Эта порода называется Зебу и является потомком индийского тура. В северных штатах Индии в большом почете буйволы и буйволицы. В особенности, породы Мурра. Их настолько ценят местные, что даже называют «черным золотом». Эти животные дают молоко высокой жирности, из которого делается молочная продукция высокого качества. За этот продукт удается выручить неплохие деньги. Владельцы буйволов в прямом смысле слова могут обогатиться за счет своего скота.

буйволы Мурра

Индуисты в Индии всячески заботятся о коровах. Например, первая чапати, приготовленная индийскими хозяйками, по традиции должна быть отдана корове (неважно, домашней или бродячей). Это своеобразный знак почтения, символ уважения и даже, в некотором роде, дань корове за ее любовь и заботу о человечестве. Остатки пищи также часто выносят на улицу, отдавая животным. Индийцы никогда не кидают еду в мусор, а оставляют ее на улице, чтобы бездомные животные тоже могли поесть.

корова нет

Во многих заведениях общественного питания Индии, особенно, на юге, можно встретить одноразовую посуду, выполненную из пальмовых листьев. Это также продиктовано не столько заботой об экологии, сколько желанием угодить коровам. После трапезы, недоеденный рис и овощи вместе с банановыми листьями, выкидываются на улицу, где их с радостью подбирают бездомные коровы. На самом деле, практически в любом доме, к которому приходит корова, ее будут рады накормить, а в сложных погодных условиях — и приютить.

Коровы в Индии

По всей стране разбросаны гошалы — приюты для коров. Обычно их содержат ашрамы и храмы, великие гуру и состоятельные индийцы. Люди, приходящие помолиться в храм или останавливающиеся в ашраме, могут свободно зайти в гошалу, передать пожертвование, покормить коров из своих рук. Такая сева считается благоприятной для кармы, что мотивирует индийцев обеспечивать коровам должный уход. Интересно, что коровы из гошал не всегда пребывают на территории своих приютов. Их часто можно встретить и на улицах индийских городов, наряду с бездомными животными. Отличить корову из гошалы помогают яркие бирки на ушах и другие клейма, которыми их помечают по месту жительства.

Гошала

На этот вопрос могут ответить две теоретических версии: религиозная и бытовая (житейская). Со временем эти две теории смешались друг с другом, теперь одни традиции вытекают из других, объединяя исторические и религиозные корни.

Коровы, гуляющие по дорогам

В небольших индийских городках, которые я посещала, а также на окраинах городов побольше коровы, гуляющие по дорогам, — это обычное явление. Машины, велосипеды и мотоциклы вынуждены безропотно объезжать их, а пешеходы — обходить. Это могут быть как молодые телочки или телята, шеи которых обвязаны цветными ленточками или увешаны колокольчиками, так и взрослые и даже старые коровы. Можно просто подойти и погладить корову, и она посмотрит на тебя своими большими темными влажными глазами. Причем в Индии распространены коровы белого окраса, на тонких изящных ногах, с небольшим покатым горбом и некрупным телосложением. Здесь не выращивают мясистые и грузные породы, которые принято разводить в России.

А можно даже покормить корову, купив у уличного торговца задешево связку бананов. В святых местах местные жители даже зарабатывают тем, что продают со своих телег пучки свежескошенной травы, которые паломники могут предложить гуляющим по тротуарам коровам.

Однако сейчас я нарисовала вам картину глазами сентиментального путешественника. Правда же состоит в том, что все эти гуляющие по дорогам коровы — в основном бездомны. Они раньше принадлежали беднякам, которые не смогли их содержать, возможно, они уже состарились и не могут давать молоко, или же это быки, на пищу для которых у хозяев нет денег. Так что это — коровы-бомжи. Справедливости ради надо сказать, что сердобольные индусы иногда кормят бездомных скитающихся по улицам коров, когда те подходят к их домам, они выносят какую-то еду и не прогоняют их.

И хотя это забота, она, конечно, недостаточная. Многие коровы очень худые, они лежат на дорогах или в тени деревьев и питаются они не только травой и листьями, но и, к сожалению, пакетами и другим пластиковым мусором, который здесь в большом количестве разбросан повсюду. Нередки случаи, когда, наевшись пакетов, коровы умирают. Кроме того, их все чаще сбивают на скоростных шоссе. И есть еще один печальный факт: если раньше индус ни за что не продал бы свою корову на убой, даже умирая с голоду, сегодня нравы таковы, что бедняки нередко продают своих коров мусульманам, которые пускают их на мясо и кожу.

Почему коров почитают?

Я рассказала вам о проявлениях уже деградирующей индийской культуры, однако сама по себе философия почитания коров очень глубока и заслуживает внимания. И свой рассказ о ней я начну не из Индии, а из российской глубинки, из старой полузаброшенной деревни на берегу реки Камы, где доживает свой век 90-летняя Любовь Федоровна Крылова. Мне довелось общаться с ней в течение многих часов, когда я собирала воспоминания старожилов. Любовь Федоровна всю жизнь проработала дояркой в колхозе. Вот ее слова: «Состарилась моя корова Милка, повезли ее в заготконтору, на тележку погрузили. Я и сейчас не могу вспоминать. Я ее привязала. А она на меня оглянулась, да давай мне руки лизать да мычать. Кормилица. Мы же молоко ее пьем. Я не могу. Они как люди, эти коровы. Я коровье мясо есть не могу из-за этого. Никак не могу говядину есть. Они как люди. Вот у всех характеры какие-то. Я дояркой работала. Привяжешь 16 голов. Которая больно умница, а которая бесстыжая. Она свое съест и рядом полезет. А хозяйка-то обернется да жалуется: му-у-у. Дескать, она у меня съест все. Ну как сочесть? Как люди прямо, я не могу».

Кормилицы, матушки — такими словами русские крестьянки называли своих коров. И каждый индус, не отступивший от своих традиций, может понять Любовь Федоровну. В Индии корову так и называют — гомата («го» — корова, «мата» — мать). О том, что корова является священным животным, сообщают многие богооткровенные писания. Например, в них говорится, что у человека всего семь матерей — та, что его родила; та, что кормила его своим молоком; жена духовного учителя; жена священника; жена царя; мать-земля и мать-корова. Та, что вскормила нас своим молоком, является нашей матерью. Поэтому если мы пьем грудное молоко коровы, то она наша мать.

У любви индусов к коровам есть еще одна важная причина. В Индии сильна традиция поклонения полубогам — представителям различных сил природы, богу ветра, богу огня и так далее. Над всеми этими полубогами стоит Верховный Бог, личность, у которого много имен, и среди них главные Кришна и Говинда. Говинда переводится как «тот, кто любит и защищает коров». Писания содержат историю о том, что однажды Бог родился в этом материальном мире в обычной деревне как очаровательный мальчик, он вместе с другими мальчиками пас телят, играл на флейте и лакомился маслом, йогуртом, сандешем и другими вкусностями, сделанными из молока. Его особым расположением пользовались коровы. В писаниях говорится, что в духовном мире Господь точно так же забавляется со своими друзьями, окруженный коровами, которых там называют Сурабхи, потому что у них неистощимые запасы молока, льющегося из их вымени от сильной материнской любви к Говинде.

Культура поклонения этому образу Господа очень сильна в Индии, и в различных древних храмах вы можете видеть изображения счастливых коров вокруг танцующего и играющего на флейте прекрасного пастушка с кожей голубоватого цвета.

Единственная каста, которая может употреблять говядину в пищу – это парии. Но такие люди считаются самым низшим сословием в Индии, стоящим вне жизни общества. Поэтому они могут есть мясо убитых коров и заниматься выделкой их кожи.

Почему коров почитают

Коров в Индостане почитают за альтруизм, спокойный нрав, крайне полезную функцию для общества. Ни один религиозный праздник и ритуал не обходится без использования масла гхи и творога. Ритуалы, жертвоприношения и пуджи являются основой жизни почти каждого индуса. Невозможно себе представить подношение божествам или служение в храме Шивы без возлияния молочных продуктов на Шивалингам.

Также невозможна свадьба по религиозным канонам без возлияния масла гхи в жертвенный огонь. Крупные жертвоприношения требуют больших затрат молочных продуктов, включая кормление всех приглашённых брахманов и гостей.

Также коровью мочу и навоз постоянно используют в индийской медицине в виде мазей и других элементов врачевания. Большой вклад в почитание коровы, разумеется, внесло течение Вайшнавизма, которое очень распространено и сильно на территории Индии. В этой религии молоко без преувеличения считается самым ценным продуктом во Вселенной. И так как верховное божество вайшнавов Васудева Кришна пас коров и очень их любил, то коров в этом духовном течении возвели в культ.

Священные тексты о коровах

В ведических текстах коровы присутствуют тем или иным образом, их прославляют, наделяя благими качествами, делая их самыми священными животными в Индии:

Коровы священны. Они первостепенны из всех существ в мире. Они воистину являются убежищем во Вселенной. Они матери многих божеств. Они воистину несравненны.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. Глава 80.

Коров прошлых эпох описывают как разумных существ, которые были способны заниматься саморазвитием и суровыми аскезами для блага существ.

Васиштха сказал: — Коровы, созданные в прошлых эпохах, практиковали строгое самоотречение в течение ста тысяч лет с целью того, чтобы добиться превосходства. Воистину, о сокрушитель врагов, они сами же говорили: «Мы хотим стать лучшими из всех дакшин в жертвоприношениях и не поддаваться никакому осквернению. Люди освящаются, искупавшись в воде, смешанной с нашей мочой. Боги и люди должны использовать наш навоз для очищения всех живых и неживых созданий. И тот, кто отдаст нас в дар, попадёт в обители вечного блага, которые также принадлежат нам».

Махабхарата. Анушасанапарва. Том 13. глава 79.

Но существует парадокс: многие века самое священное животное в Индии — корову — приносили в жертву, то есть совершали убийство, при том что почитали их. Этот парадокс можно объяснить строчками из «Махабхараты»:

Внемли мне, о бык среди бхаратов! Я расскажу тебе о том, что ожидает мир, когда наступят чёрные дни. Во время Крита (юги) дхарма как бык о четырёх ногах — она властвует над людьми безраздельно, без хитростей и обмана. (Настаёт) Трета (юга), и тогда (дхарма) сохраняет лишь три (четверти) своей силы, четвёртая же часть повергнута беззаконием. А во время Двапара (юги) дхарма уже наполовину вытеснена беззаконием. Затем несправедливость на три (четверти) воцаряется в мире, а на долю людской добродетели приходится лишь четвёртая часть.

«Махабхарата». Араньякапарва. Том 3. 9-19.

Мы также слышали, что в прошлой кальпе люди, которые желали достойных обителей, совершали жертвоприношения семенами растений, вместо того чтобы жертвовать для этого посвящённых животных. Будучи наполненными сомнением относительно влияния мяса, риши расспросили Васу, повелителя чхедиев. Даже несмотря на то, что царь Васу знал, о том, что следует избегать мясо, он ответил, что оно пригодно в пищу, о монарх. В тот же миг Васу из-за этого мнения потерял способность подниматься на небеса и упал на землю. И, поскольку он там повторил своё мнение, он ещё был вынужден опуститься под землю.

«Махабхарата». Анушасанапарва. Том 13. Глава 115.

Сейчас, согласно ведическим писаниям, идёт как раз самая тёмная (с точки зрения духовности) эпоха — Кали юга. В более развитые эпохи жертвоприношением животных не занимались или занимались очень малочисленные отдельные группы, потому что преобладало духовное знание, но постепенно в силу цикличности времён омрачения у людей стали преобладать, и они начали оправдывать пристрастие употребления мяса «священными» ритуалами.

Также мы слышали, что заслуга отказа от потребления мяса выше, чем дары золота, коров и земли. Поэтому не стоит есть мясо животных, которых не посвятили богам и предкам в жертвоприношениях в соответствии со священными предписаниями, и которые, таким образом, умерли без смысла. Без сомнений, такой человек отправится в ад. Кто, наоборот, ест мясо, которое посвятили в жертвоприношении и как дар преподнесли брахманам в качестве еды, тот накапливает лишь мало пороков.

Бездомные животные в Индии появляются благодаря одному обычаю. Если в доме хозяина погибает корова, он обязан объехать паломником многие священные города, а затем должен кормить браминов, проживающих в близлежащих окрестностях. Чтобы избежать такой участи, стареющее животное выпускают на волю.

Не только молоко дает священная корова

Священные коровы служат в Индии в некотором смысле «пылесосами» улиц. У жителей этой страны, к сожалению, есть дурная привычка бросать мусор себе под ноги. Урн, за исключением нескольких больших городов, нет. В те времена, когда пищевой промышленности в производственных масштабах еще не существовало, а продукты питания не расфасовывали в пластик, металл и стекло, объедки выкидывали прямо на дорогу, где их с удовольствием уминали бездомные священные животные.

Священные коровы на улицах Индии

Проголодался? Покорми сначала священное животное

Относительная чистота сохранялась. Коровы и теперь чистят улицы, поедая корки и кожуру фруктов и овощей, остатки приготовленной еды и даже… картон. Тем самым помогая индийцам в переработке мусора. Но искусственные материалы коровам не подходят, они так и остаются разлагаться под ногами на долгие годы.

Священная корова на дороге

Они могут стоять посреди проезжей части очень долго. Из-за этого случаются пробки

Не считая молочных продуктов, коровы дают навоз, который используется, как топливо и стройматериалы. Индийцы сушат коровьи лепешки и продают их на рынках. Такое «горючее» быстро разгорается, хорошо горит, оно дешевое и экологичное. Коровий помет используют в смесях саманных блоков для постройки прочных стен домов. Коровью мочу тоже утилизируют: согласно Аюрведе, она является незаменимым оздоравливающим средством. В некоторые фармацевтические препараты добавляют коровью мочу.

Навоз священных животных

Для индийских семей коровий навоз еще один источник дохода

Священный друг Шивы

Не только корова, но и бык считается священным животным в Индии. Самый преданный слуга, помощник и друг Шивы — бык Нанди. Он почитается индуистами наряду с пантеоном основных богов. Ему преподносят дары, ему молятся, ему возводят памятники и храмы по всей Индии.

Бык Юврадж — дойная корова для своего хозяина

Бык Юврадж — дойная корова для своего хозяина. Он оценивается в 1,5 миллиона долларов США

В современной Индии корову встретить на улице проще, чем кошку. Они, как полноправные жительницы этой страны, разгуливают по дорогам, заглядывают в магазины, создают пробки на дорогах, занимаются своими важными делами и дружно сожительствуют с людьми.

Аватар автора поста

IndiaStyle

Но существует парадокс: многие века самое священное животное в Индии — корову — приносили в жертву, то есть совершали убийство, при том что почитали их. Этот парадокс можно объяснить строчками из «Махабхараты»:

Интересные факты, связанные с коровами

  1. Из-за своего священного статуса корова может гулять в абсолютно любом месте Индии. И никто не имеет права ее выгонять, даже если она может нанести вред имуществу. Увидев корову на проезжей части, автомобилист обязательно ее объедет. Поэтому многие туристы даже специально ждут коров, чтобы вместе с ними перейти дорогу, так как пропускать пешеходов в Индии не принято.
  2. Коровий навоз и моча используются в строительстве, а также в медицине.
  3. Поскольку в большинстве своем индийцы являются вегетарианцами, они практически никогда не водят коров на бойню, поскольку убийство священного животного является одним из самых страшных грехов. Но, как только корова заболевает и/или перестает давать молоко, ее владелец сразу старается под любым предлогом выгнать ее на улицу. Потому что считается, что если в доме умирает корова, то ее хозяин должен объехать все священные города Индии, чтобы очиститься от такого страшного греха. Вернувшись из паломничества, хозяин умершей коровы, обязан кормить всех браминов, которые живут в его деревне. Естественно, что индусы делать этого не хотят и по многим причинам не могут. Гораздо выгоднее и практичнее выпустить корову жить на улицу. Поэтому на улицах Индии можно встретить такое большое количество бездомных коров.
  4. Коровы, оказавшиеся на улице, вовсе не обречены на голодную смерть. Дело в том, что каждый раз, когда в доме индуистов, готовят трапезу, первый роти, то есть пресный хлеб, обязательно достается именно корове. Увидев священное животное на улице, индус подзовет ее и угостит лакомствами, подносящимися на алтарь самим Богам. В индуистском календаре существуют благоприятные дни, во время которых уличных коров угощают сладостями и травой, – это расценивается, как очень благочестивое действие.
  5. Профессия гопала (пастуха) имеет божественный прецедент. Согласно мифологии Вишнубог однажды явился на землю в виде Кришны, который вырос в семье пастуха и очень любил играть для коров на флейте.
  6. Индусы считают коровье молоко лечебным напитком и совершенной пищей. Существует даже несколько мантр, описывающих огромную пользу и важность этого напитка. Молоко широко используется в индийской аюрведе.

В Индии корову называют «Гау Мата», что дословно переводится, как «Корова-Мать». Поэтому, находясь на отдыхе в Индии, запрещается кричать на корову, бить ее и, тем более, употреблять в пищу говядину.

Поэтому, отдыхая в Индии, очень внимательно относитесь к этому священному животному, чтобы не обидеть местных жителей и не навлечь на себя их гнев.

Зоолатрия в раличных религиях

Индия — это не единственная страна, в которой имеет место поклонение животным. Так, например, Восточная Азия поклоняется тигру. Китайский городок Куньмин является основным местом поклонения. Специальный праздник тигра существует в Непале. Вьетнам славится множеством храмов тигра. Считается доброй традицией украшать вход в храм или жилище изображениями тигра. Это животное, по мнению коренных жителей, способно отгонять нечистую силу и злых духов.

Жители Таиланда трепетно относятся к белым слонам, видя в них воплощение душ умерших. Европа и Америка особую важность придает волкам, считая их сильными и бесстрашными. Однако представители восточной культуры не могут позволить себе такого отношения. Для них волк — это символ разврата, злости и подлости.

Турки священным животным считают лошадь. С ними солидарны многие представители исламского мира. Конь — это и друг, и соратник. Настоящий воин и правитель всегда на коне.

Но дальше всех пошла Индия. Не только корова в Индии заслуживает внимания. Собаки — это посланники смерти, охраняющие ворота на Небеса. Слон является значительной фигурой в религиозных учениях. Тигр связан с богом Шивой, а очковых змей бог носит на шее, как украшение. Самой священной змеей считается кобра.

Корова - священное животное в Индии

Служение животным, почитание и поклонение — это и есть зоолатрия. Предметом культа становятся животные. Индусы строят храмы в честь священных животных, оберегают их, посвящают им праздники, танцы и проводят фестивали. В древности воины устраивали специальные обряды, чтобы добиться благосклонности какого-либо животного. Человек был не в силах справиться с природными явлениями и дикими зверями. Религиозные ритуалы позволяли им побороть страхи и давали надежду на выживание. Каждое племя имело своего священного зверя, которому поклонялось. Множественные рисунки на камнях и в пещерах позволяют лучше понимать значимость и важность этих ритуалов. Так был устроен мир древних людей. Поклонение некоторым животным — это древняя традиция.

Священная корова в Индии, как и другие священные животные, наделяется божественной силой. Считается, что через них Бог разговаривает с людьми. Обидеть такое животное, значит, совершить грех.

Но дальше всех пошла Индия. Не только корова в Индии заслуживает внимания. Собаки — это посланники смерти, охраняющие ворота на Небеса. Слон является значительной фигурой в религиозных учениях. Тигр связан с богом Шивой, а очковых змей бог носит на шее, как украшение. Самой священной змеей считается кобра.

Наука и консалтинг – под одной крышей

В индий­ском молоч­ном ско­то­вод­стве актив­но про­во­дят­ся иссле­до­ва­ния и экс­пе­ри­мен­ты. По сло­вам про­фес­со­ра Ани­ла Кума­ра Шри­ва­ста­вы, дирек­то­ра Наци­о­наль­но­го НИИ молоч­ной про­мыш­лен­но­сти (NDRI) в Кар­на­ле (штат Харья­на), науч­ные иссле­до­ва­ния каса­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но селек­ции высо­ко­про­дук­тив­ных пород ско­та, улуч­ше­ния кор­мо­вой базы, менедж­мен­та и тех­ни­че­ско­го осна­ще­ния живот­но­вод­че­ских поме­ще­ний. В науч­но-иссле­до­ва­тель­ском инсти­ту­те содер­жат­ся 1600 коров / буйволиц.

В пле­мен­ном деле уда­лось достиг­нуть зна­чи­тель­ных успе­хов. Евро­пей­ские высо­ко­про­дук­тив­ные поро­ды КРС скре­щи­ва­ют с мест­ны­ми поро­да­ми. Доля поме­сей дости­га­ет 20 %. В резуль­та­те интен­сив­ной пле­мен­ной рабо­ты уда­лось суще­ствен­но повы­сить молоч­ную про­дук­тив­ность буй­во­лиц и неко­то­рых мест­ных пород коров. В каче­стве при­ме­ра могут слу­жить буй­во­ли­цы поро­ды мур­ра. В Кар­на­ле сред­не­го­до­вая про­дук­тив­ность состав­ля­ет 2500 кг моло­ка жир­но­стью 7,65 %. Надой луч­ших живот­ных может состав­лять и 4600 кг молока.

Пред­ме­том осо­бой гор­до­сти уче­ных явля­ет­ся полу­чен­ная в 2009 году пер­вая в мире кло­ни­ро­ван­ная телоч­ка буй­во­лов, кото­рая в насто­я­щее вре­мя уже име­ет потомство.

Хоро­шие резуль­та­ты полу­че­ны и в раз­ве­де­нии КРС, в част­но­сти двух мест­ных пород зебу сахи­вал и тар­па­кер, а так­же двух помес­ных пород (Karan Swiss и Karan Fries). В тече­ние одной лак­та­ции (305 дней) коро­ва поро­ды сахи­вал дает 2150 кг моло­ка жир­но­стью 5,1 %. Молоч­ная про­дук­тив­ность коро­вы поро­ды Karan Fries (зебу х гол­ш­ти­но-фриз­ская) в первую лак­та­цию состав­ля­ет 3600 кг жир­но­стью 4,2 %.

Надои моло­ка в Индии гораз­до ниже, чем в евро­пей­ских стра­нах. Одна­ко, если учесть, какую жару вынуж­де­ны пере­но­сить живот­ные, то дан­ный уро­вень молоч­ной про­дук­тив­но­сти при дефи­ци­те кон­цен­три­ро­ван­ных кор­мов явля­ет­ся доста­точ­но высо­ким. Кро­ме того, живот­ные долж­ны быть устой­чи­вы­ми к раз­лич­ным тро­пи­че­ским заболеваниям.

Пле­мен­ная рабо­та – это не един­ствен­ное направ­ле­ние дея­тель­но­сти инсти­ту­та. Изу­ча­ют­ся про­бле­мы корм­ле­ния и содер­жа­ния живот­ных. В част­но­сти, про­во­дят­ся опы­ты по выра­щи­ва­нию новых сор­тов куку­ру­зы, трав и люцер­ны. В кли­ма­ти­че­ских каме­рах иссле­ду­ют обмен веществ у живот­ных в целях состав­ле­ния пра­виль­ных раци­о­нов, дости­же­ния опре­де­лен­но­го уров­ня молоч­ной про­дук­тив­но­сти и кон­вер­сии корма.

Науч­но-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут так­же зани­ма­ет­ся пере­ра­бот­кой моло­ка. Моло­ко­за­вод при инсти­ту­те – это не толь­ко про­из­вод­ство, но так­же иссле­до­ва­тель­ский и обра­зо­ва­тель­ный центр. Здесь про­во­дят­ся обу­че­ние и повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции. По выход­ным фер­ме­ры посе­ща­ют прак­ти­че­ские заня­тия. Кро­ме того, сель­хоз­про­из­во­ди­те­ли могут полу­чить от сотруд­ни­ков инсти­ту­та кон­сал­тин­го­вую поддержку.

Зна­чи­тель­ный рост молоч­ной про­дук­тив­но­сти в Индии за послед­ние два деся­ти­ле­тия сви­де­тель­ству­ет об эффек­тив­но­сти пред­при­ни­ма­е­мых мер. Но оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­том рано: пред­сто­ит решать слож­ные зада­чи. Соглас­но Наци­о­наль­но­му пла­ну раз­ви­тия, годо­вой объ­ем про­из­вод­ства моло­ка к 2020 году нуж­но дове­сти до 190 млн т.

Немного статистики

Индия явля­ет­ся круп­ней­шей аграр­ной стра­ной в мире. Почти чет­верть ВВП состав­ля­ет про­дук­ция сель­ско­го хозяй­ства. По дан­ным Мини­стер­ства сель­ско­го хозяй­ства США, Индия – лидер по про­из­вод­ству моло­ка в мире (52,3 %). Объ­ем про­из­ве­ден­но­го в стране моло­ка за 2016 год достиг 154 млн т, в том чис­ле коро­вье­го моло­ка – 68 млн т.

По срав­не­нию с пока­за­те­лем 2015 года рост про­из­вод­ства соста­вил почти 5 %, а по срав­не­нию с пока­за­те­лем 2014 года – почти 9 %. По дан­ным за 2016 год, общее пого­ло­вье круп­но­го рога­то­го ско­та в Индии достиг­ло 67,5 млн животных.

Индия – вто­рой после Китая про­из­во­ди­тель риса (22,2 %) и тре­тий про­из­во­ди­тель пше­ни­цы в мире (11,6 %). Кро­ме того, стра­на про­из­во­дит мно­го ово­щей, фрук­тов, оре­хов, таба­ка и специй.