Оглавление
Фильм Белый Бим – Черное ухо: смотреть онлайн в хорошем качестве, фото, видео — Вокруг ТВ.
Белый Бим – Черное ухо
Советская двухсерийная драма с Вячеславом Тихоновым в главной роли, поставленная Станиславом Ростоцким по мотивам одноименной повести Гавриила Троепольского.
Сюжет фильма Белый Бим – Черное ухо
Главный герой фильма «Белый Бим – Черное ухо», одинокий пенсионер-фронтовик, увлеченный охотой писатель и журналист Иван Иванович (Вячеслав Тихонов), купил у знакомого заводчика (Федор Корчагин) щенка шотландского сеттера и назвал его Бимом. От своих братьев и сестер малыш отличался нестандартным окрасом – он был не иссиня-черным с рыжими подпалинами, как положено, а белым с черными ушами.
Так как его расцветка считается признаком вырождения, владелец щенков хотел тайком усыпить Бима, чтобы о рождении аномальной собаки не узнали потенциальные покупатели. Но забракованный заводчиком щенок случайно попался на глаза Ивану Ивановичу, и тот, пожалев беднягу, забрал его себе.
К счастью, необычный цвет шерсти оказался единственным изъяном Бима. Собака имела прекрасный нюх и легко поддавалась дрессировке, проявив себя великолепным охотником, а кроме того, обладала дружелюбным характером.
Со своим хозяином Бим жил счастливо до тех пор, пока Ивана Ивановича не стал беспокоить фронтовой «трофей» – оставшийся в его груди осколок немецкого снаряда.
Как-то раз Ивану Ивановичу стало совсем плохо, и врачи скорой помощи увезли его в больницу. Оставшись один, Бим отправился на поиски хозяина. На своем пути ему предстояло встретить самых разных людей – хороших и плохих, сочувствующих ему и тех, кто возненавидел его с первого взгляда, желавших помочь и видевших в нем только источник разных бед и потому стремившихся уничтожить его.
История создания фильма Белый Бим – Черное ухо
Фильм «Белый Бим – Черное ухо» вышел на советские экраны 15 сентября 1977 года, а незадолго до этого в Воронеже, на родине Гавриила Троепольского, автора повести, по которой была снята картина, состоялась ее торжественная премьера с участием исполнителей главных ролей и режиссера Станислава Ростоцкого.
Повесть «Белый Бим – Черное ухо» была напечатана в 1971 году в журнале «Наш современник» и сразу же вызвала большой интерес у читателей. С тех пор книга неоднократно переиздавалась и была переведена почти на два десятка языков мира, а ее автор был удостоен Государственной премии СССР.
В своем произведении Гавриил Троепольский описал некоторые события, произошедшие с ним самим, а прообразом Бима послужил принадлежавший писателю сеттер по кличке Лель, имевший великолепный экстерьер и ставший обладателем нескольких чемпионских титулов и дипломов первой степени за отличные охотничьи качества.
Спустя шесть лет после первой публикации «Белого Бима – Черное ухо» за экранизацию повести взялся Станислав Ростоцкий.
Работа с собаками, снявшимися в фильме, потребовала много усилий, но все сцены с участием четвероногих актеров поставлены безупречно. Главная заслуга в этом принадлежит вошедшему в состав съемочной группы эксперту-кинологу республиканской категории, дрессировщику охотничьих собак Виктору Константиновичу Сомову. По его словам, многие эпизоды были сняты без репетиций, с первого дубля, потому что собак приходилось специально подготавливать к участию в той или иной сцене только на один раз.
Особенно трудным для дрессировщика (но и одним из самых эмоциональных в фильме) оказался эпизод, когда Ивана Ивановича забирают из его квартиры врачи скорой.
В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем Главного приза на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия). В 1980 году создатели ленты – режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов – были удостоены Ленинской премии.
В 1977 году картина «Белый Бим – Черное ухо», которую посмотрели более 23 миллионов зрителей, обеспечив ей 15 место по посещаемости, была названа лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».
Съемки фильма проходили в Калуге.
Интересные факты о фильме Белый Бим – Черное ухо
Так как окрас, бывший у Бима, чрезвычайно редко встречается среди собак его породы – шотландских сеттеров или сеттер-гордонов, его роль в фильме сыграли два английских сеттера – Стив (Степа) и его дублер Денди.
«Белый Бим – Черное ухо»» – вторая совместная работа Станислава Ростоцкого и Гавриила Троепольского. В 1955 году Ростоцкий снял фильм «Земля и люди» по сборнику сатирических рассказов Троепольского «Записки агронома».
В фильме снялись земляки Гавриила Троепольского – Римма Мануковская и Алексей Чернов, актеры Воронежского театра драмы имени Алексея Кольцова.
Небольшие роли в фильме исполнили Ирина Шевчук и Андрей Мартынов – актеры, сыгравшие в предыдущей картине Ростоцкого, военной драме по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Съемочная группа фильма Белый Бим – Черное ухо
Режиссер фильма «Белый Бим – Черное ухо»: Станислав Ростоцкий
Авторы сценария фильма «Белый Бим – Черное ухо»: Станислав Ростоцкий, Гавриил Троепольский
В ролях: Вячеслав Тихонов, Валентина Владимирова, Михаил Дадыко, Иван Рыжов, Ирина Шевчук, Михаил Зимин, Геннадий Кочкожаров, Римма Мануковская, Мария Скворцова, Анатолий Баранцев и другие
Оператор: Вячеслав Шумский
Композитор: Андрей Петров
Произведение Г.Н. Троепольского говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу.
Вариант 2
Произведение Г.Н. Троепольского говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу. Бим имел нетипичный для своей породы окрас, поэтому его не приняли в стаю других сородичей. Несмотря на все трудности, пес оставался добрым и веселым, ведь рядом с ним всегда был его самый лучший друг – хозяин. Мне кажется, что этим автор особенно хотел показать стойкость и силу духа собаки.
Иван Иванович был очень добрым человеком, работавшим журналистом и воевавшим в отечественной войне. Он по-настоящему любил Бима и всегда брал с собой на охоту в лес.
Так прошло три счастливых года, но вскоре Иван Иванович сильно заболел, и с любимым питомцем пришлось расстаться из-за необходимой операции на сердце. Бима поручают соседке.
Грустно звучали прощальные слова хозяина, но Бим не мог понять их значения. Псу оставалось только невыносимо долго ждать, оставаясь в неведении о причинах отсутствия лучшего друга.
Вскоре тоска от расставания с Иваном Ивановичем становится для Бима совершенно невыносимой, и тот решается на опасный шаг – самостоятельно попытаться найти исчезнувшего хозяина. Пес выскакивает из квартиры приглядывавшей за ним соседки и выходит на улицу.
Путь оказывается полным суровых испытаний, и Биму приходится не раз столкнуться со злыми людьми и жестокостью. Однако, во время путешествия пес также встречается с сердобольными и отзывчивыми людьми, которые по-разному помогали, но забрать его к себе не могли. В итоге, Бим попадает в приют для собак.
Иван Иванович, пройдя лечение, узнает адрес и с надеждой срочно пребывает в приют, куда был отправлен Бим после отлова. К сожалению, к тому моменту пес уже был убит по наговору злой соседки. Хозяин приезжает в лес, в котором часто гулял с Бимом, и в память о нем четыре раза стреляет в воздух: за каждый год собачьей жизни. Иван Иванович горько скорбит по другу, признавая его непоколебимую верность и стойкость.
Пес искренне, до последних секунд своей короткой жизни, продолжал искать любимого друга. Даже погибая, он долго царапался в дверь фургона с надеждой. Как мало ему хотелось – просто быть рядом с хозяином! Автор повести поднимает вопрос защиты природы перед читателями, но не только. Передавая мир глазами самого чистого и преданного существа, он раскрывает философские проблемы человечества. Так, автор указывает на продажность и корыстность некоторых людей. Жестокость и безразличие раскрыты отношением черствых людей, которые встречались Биму в его поисках друга. Книга автора обрела заслуженный успех и была многочисленно переиздана, а также переведена на множество языков мира.
Неслучайна задумка автора о том, что Иван Иванович искал спасения от жестокости мира в спокойном лесу. Так, именно это место олицетворяет искренность и неиспорченность, то, что еще не смогли погубить людские пороки. Я считаю, что все люди могут искать спасения от жестокости самостоятельно и работая над собой. До тех пор, пока отдельные люди не способны понять важность и ценность природы, они не смогут по-настоящему любить проявления живого и понимать их ценность.
Пес, являясь главной фигурой книги, не прожил жизнь бессмысленно и оставил добрую память о себе. Он сумел подружить ребят, ищущих его, а также помог найти хороших знакомых Ивану Ивановичу.
Книга через демонстрацию многих мучений и страданий двух друзей – человека и собаки — показала не только жестокую реальность, но и нечто большее. Жизнь Бима учит тому, что настоящие верность и дружба не боятся никаких трудностей и могут стоить целой жизни.
5 класс, 7 класс, аргументы
Другие сочинения: ← Белый бим черное ухо↑ Троепольский
Краткое содержание известной повести «Белый Бим Черное ухо», которую экранизировали, а главному героя поставили памятник. Пересказ произведения с сохранением главного смысла сюжета.
Первый враг
Когда герою исполнилось три года, он встретил первого в своей жизни врага. Им была соседская женщина. Из себя она представляла низкую, полную тетку с неприятным голосом. Все дни напролет она с себе подобными восседала на скамейке у дома. Когда-то пес лизнул ей руку, она обвинила его в укусе.
Написав жалобы во все возможные структуры, женщина даже привела председателя домкома к Иванычу. Тот хотел лично убедиться в том, что собака агрессивная. Но, посмотрев на Бима, он разглядел, что пес просто боится эту женщину. Иван Иваныч показал ему все команды, которые знает питомец. Он даже подал ему лапу с такой элегантностью, что председатель решил не докучать псу и Ивану. Тетка посчитала, что они ее унизили, и навечно стала собачьим врагом.
Белый Бим Чёрное ухо — краткое содержание повести Гавриила Троепольского, подробный и доходчивый пересказ романа доступен для прочтения на нашем сайте
Гавриил Троепольский и его Белый Бим
29 ноября исполняется 115 лет со дня рождения писателя, драматурга и сценариста Гавриила Николаевича Троепольского (1905–1995), воронежца, прожившего долгую жизнь, подарившего любителям русской словесности немало произведений. В частности, повести и рассказы «В камышах», «Прохор семнадцатый и другие», «У Крутого Яра», «Митрич», «Соседи» и другие. Более прочих завоевала сердца читателей 300-миллионной Страны Советов повесть про замечательного пса «Белый Бим Чёрное ухо», над страницами которой плакали многие, переизданной десятки, если не сотни раз, переведённой на два десятка языков мира. По словам автора, «это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
Если мы плачем над одним, читаем одно и поём одно, то мы есть единое.
Повесть, которую автор посвятил Александру Твардовскому, была опубликована не в «Новом мире», где Твардовский был главным редактором, а в журнале «Наш современник», в первых двух номерах за 1971 г. Через год она вышла отдельной книгой в издательстве «Советский писатель». За повесть «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольский в 1975 г. был удостоен Государственной премии СССР.
«Дружба и доверие не покупаются и не продаются», – говорит нам Г. Троепольский.
Никого не оставляет равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле.
В книге показан мир людей глазами Бима. «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души – само собой разумеющееся состояние» – так гласит авторский текст.
«Тёплая дружба и преданность становились счастьем, – пишет автор повести, – потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы». И ещё: «Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, “незаметные” и “маленькие”, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие».
Трагизм в том, что сеттер Бим, пройдя ряд невзгод и лишений, погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки по подъезду, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Хозяин, бывший журналист, участник и инвалид Великой Отечественной войны, ныне писатель, одинокий пенсионер Иван Иванович, приезжает за псом в приют, куда того поместили после отлова, но находит друга уже мёртвым.
Троепольский имел основания с болью сказать: «Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру… Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча».
Повесть во многом автобиографична, Троепольский сам был владельцем красавца-сеттера по кличке Лель, обладателя многих собачьих наград.
Гавриил Троепольский со своим сеттером Лелем
В 1977 г. Станислав Ростоцкий снял по книге одноимённую двухсерийную кинодраму, которая стала победителем многих кинофестивалей и номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» в 1979 г., как и фильм Ростоцкого «…А зори здесь тихие» (в 1973).
В «Белом Биме» Ростоцкий снова снял в главной роли актёра Вячеслава Тихонова, которого считал своим талисманом и старался снимать везде, где мог. В этом фильме Тихонов – Иван Иванович, писатель-фронтовик, хозяин Бима.
Актёры В. Тихонов, И. Рыжов и сеттер Стив в фильме С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо»
Весьма трогательный, порой невыносимый для впечатлительных зрителей фильм «Белый Бим Чёрное ухо» предвосхитил некоторые нынешние кинопроизведения о взаимоотношениях человека и прирученных им питомцев. Белый Бим Ростоцкого – это Хатико середины 1970-х.
Бим. Кадр из фильма С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо»
Интересный факт: поскольку требуемый окрас у породы Бима — шотландских сеттеров, а именно у сеттер-гордонов, встречается крайне редко, потому в фильме главного героя играют два английских сеттера — Стив (Стёпа) и его дублёр Денди.
Вот как описан главный герой в повести: «…с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными тёмно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее – собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всём – красавец, а по стандартам шерстного покрова – явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима».
В состав съёмочной группы входил эксперт-кинолог республиканской категории, дрессировщик охотничьих собак Виктор Сомов. Денди был дублёром и снялся всего в одной сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и отчаянно смотрит на огни мчащегося на него поезда. А про Стёпу С. Ростоцкий говорил, что «…он настолько умён, что, кажется, читает сценарий».
Съёмки фильма проходили в Калуге. Музыку написал Андрей Петров. В 1978 г. по опросу журнала «Советский экран» картина, которую посмотрели 23 млн зрителей, была признана лучшим фильмом года. Работа С. Ростоцкого, В. Тихонова и оператора В. Шумского в этом фильме была удостоена Ленинской премии. Картина получила призы на Международном кинофестивале в Карловых Варах. По Центральному телевидению фильм впервые был показан в августе 1980 г.
Цитируем повесть: «Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это – не собачье дело рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди…»
Приведём два примера из сонма художников, иллюстрировавших повесть про Белого Бима.
Книжный график, уроженец Киева (1937), закончивший Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, заслуженный художник России Анатолий Слепков, автор иллюстраций к произведениям Андерсена, Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Шолохова, Гайдара, Абрамова, оформил книгу «Белый Бим Чёрное ухо», выпущенную издательством «Детская литература» в 1979 г. Верно отмечают, что Слепков удивляет мастерством передачи образа литературного героя, и это сразу видно при первом же знакомстве с его работами.
Иллюстрации А. Слепкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
Особо выдающимися представляются линогравюры белгородского графика Станислава Косенкова (1941–1992), снискавшего всесоюзные и европейские лавры своими большими циклами иллюстраций к произведениям Достоевского, Лескова, Пушкина. Косенков в 1982 г. оформил большую книгу издательства «Известия» — Г. Н. Троепольский, Повести. Рассказы, Сер. Библиотека «Дружбы народов». К повести «Белый Бим Чёрное ухо» он, в частности, сделал пять гравюр, в характерной для него экспрессивной и одновременно вдумчивой манере, бережной, любовной и трогательной.
Иллюстрации С. Косенкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Специально для нашей публикации эти графические работы подготовила в электронном виде дочь художника Мария Косенкова, сотрудник Белгородской мастерской-музея заслуженного художника РСФСР С. С. Косенкова.
Интересно, что в образе Ивана Ивановича, хозяина Бима, график изобразил портрет выдающегося курского прозаика Евгения Носова (1925–2002).
Иллюстрация С. Косенкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
5 сентября 1998 г. в Воронеже во время праздника города на площади перед входом в местный Театр кукол «Шут» Биму был открыт памятник работы местных скульпторов — лауреатов Государственной премии России Эльзы Пак и Ивана Дикунова. Авторы начали работу над ним в 1985 г. на собственные средства. Фигуру отливали в Пензе. Троепольский консультировал мастеров и давал советы по созданию памятника, но до его установки, увы, не дожил.
Памятник Белому Биму в Воронеже
«И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово…»