Виды и особенности клещевых инфекций. Профилактика заражения, прививки и лечение клещевых инфекций в Москве.

Клещевые инфекции — сколько их вообще и что с ними делать

Виды клещевых инфекций, их профилактика и лечение в Москве

На самом деле клещевых инфекций довольно много, а широкая территориальная распространенность и коварная незаметность клещей делают их идеальными переносчиками возбудителей различных инфекций.

Период наибольшей активности клещей — с марта по ноябрь. До 80% присасываний происходит весной. Клещи, которые не напитались весной, пережидают жаркий летний период и проявляют свою активность уже осенью.

Когда мы говорим о клещевых инфекциях, в основном мы вспоминаем про клещевой энцефалит. Все его боятся, но мало кто знает, что это такое.

Симптомы заболеваний, вызываемых чесоточными клещами у кошек могут сопровождаться проблемами со сном, результатом часто становится потеря веса, неожиданно агрессивное поведение.

Что следует знать о чесоточных клещах

Причиной чесотки, опасной и для животных, и для человека, являются акариформные клещи (тип членистоногие, класс паукообразные). Это микроскопические паразиты длиной не более 0,3–0,4 мм. Кошек поражают разные виды чесоточных клещей, вызывающих заболевания (чаще всего нотоэдроз, хейлетиеллез, отодектоз, редко – демодекоз, саркоптоз). Владельцу от животного могут передаться саркоптисы, хейлетиеллы и нотоэдрусы, но в коже человека паразиты не размножаются.

15.png

16.jpg

17.jpg

18.jpg

19.png

  • Первые симптомы саркоптоза у животных – небольшой величины узелки и заполненные жидкостью пузырьки, а затем и расчесы, которые сначала появляются в районе носа, надбровных дуг и ушных раковин, а затем на остальных участках тела. Прогрызая тоннели в слоях эпидермиса, самки откладывают до 60 яиц. Полный цикл развития клещей составляет 2–3 недели.
  • Нотоэдроз характеризуется расположением паразитов в виде своеобразных «гнезд» на голове, хвосте и лапах.
  • Клещ хейлетиелла – накожный паразит, который вызывает дерматит с образованием ороговевших чешуек, чаще всего на коже спины. К признакам поражения относится не только видимая перхоть, но и зуд, выпадение шерсти, уплотнение кожного покрова.
  • Клещ демодекс обитает в глубоких слоях кожи, поэтому зуд при демодекозе неярко выражен. Есть кошки с генетической предрасположенностью к заболеванию. Демодекоз сопровождается потерей шерсти, огрубением кожи и неприятным запахом. К счастью, демодекоз кошек встречается редко.
  • Возбудитель отодектоза живет в наружном слуховом проходе. При заражении кошка часто трясет головой, чешет за ухом. При длительном паразитозе заболевание развивается до гнойной формы и может привести к прободению барабанной перепонки.

Где подстерегает опасность? Как происходит заражение? Последствия укуса клеща. Что делать при обнаружении клеща? Профилактика заболеваний.

Последствия укуса клеща

Иксодовые клещи являются переносчиками возбудителей таких заболеваний, как:

  • гемобартонеллез. Это инфекционная анемия, при которой количество красных кровяных телец в крови кошки начинает резко снижаться. Заболевание может протекать в сравнительно легкой форме, когда животное становится вялым, мало ест, или в тяжелой, когда у него развивается бледность и желтушность слизистых, моча приобретает красный цвет, а общее состояние ухудшается с каждым часом;
  • тейлериоз. Это сравнительно редкое заболевание, при котором поражаются лимфатические узлы животного, печень, почки или другие органы, в которых размножается возбудитель. Продукты его жизнедеятельности оказывают токсическое действие на все внутренние органы, что вызывает у кошки вялость, повышенную температуру тела, желтуху, затрудненное дыхание;
  • туляремия. Особо опасная, природно-очаговая инфекция, резервуаром которой являются мыши. При этом заболевании наблюдаются повышение температуры тела, кашель, нарушения стула, учащенное мочеиспускание, нарушения пульса и другие симптомы. Но эта болезнь может протекать и без ярко выраженной клинической картины, что не делает инфекцию менее опасной – возбудители продолжают разрушать здоровье кошки. Хуже всего, что это заболевание опасно для человека.

Перечисленные заболевания одни из наиболее опасных, но ими перечень болезней, переносимых клещами, не ограничивается. Поэтому владельцу кошки следует знать о признаках возможного заражения и мерах, которые следует предпринять в этом случае.

klish1.jpg

Клещевым боррелиозом (болезнью Лайма) ежегодно заражаются тысячи людей в разных странах мира, в первую очередь в России и США. Так, в 2017 г. в США было официально зарегистрировано около 60 тыс. случаев заболевания клещевыми инфекциями, и в 82 % это была болезнь Лайма. Однако, по некоторым оценкам, истинная заболеваемость клещевым боррелиозом может быть на порядок выше. В большинстве случаев заболевшие успешно излечиваются антибиотиками, однако у 10–20 % болезнь переходит в тяжелую хроническую форму. Почему это происходит, специалисты не могут понять до сих пор. Трудность диагностики клещевого боррелиоза и широкий спектр симптомов приводят к тому, что врачи порой затрудняются с постановкой диагноза и своевременным назначением лечения больным, которые обращаются за медицинской помощью

Биосенсор – ​для клеща, ПЦР – ​для людей

Одна из главных проблем с клещевым боррелиозом связана с его диагностикой на ранних стадиях развития болезни. Ведь чем раньше можно начать лечение, тем больше будет шансов избежать перехода болезни в хроническую форму.

Сегодня существует прямой метод обнаружения боррелий в крови на ранней стадии развития инфекции. Это ПЦР-диагностика, детекция бактериальной ДНК с помощью полимеразной цепной реакции. Однако простые варианты этого метода недостаточно чувствительны, а высокочувствительные, основанные на комбинации ПЦР и масс-спектрометрии, слишком сложны и дороги для применения в клинике. Недавно американская компания Ceres Nanosciences разработала еще один прямой метод обнаружения боррелий в организме. Для этого используются специальные наночастицы, на которые осаждаются бактериальные молекулы-антигены из больших объемов мочи пациента. После такого концентрирования антигены могут определяться с помощью обычного иммунного анализа (Magni, Espina, Shah et al., 2015).

Команда студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова совместно со специалистами из Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН (Москва) и других исследовательских организаций приступила к разработке экспресс-диагностики зараженности боррелиозом самого переносчика болезни – ​иксодового клеща.

БОРРЕЛИОЗ – ​ПРИЧИНА НЕЙРОДЕГЕНЕРАТИВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ? Группа американских исследователей выдвинула гипотезу о связи между заражением боррелиозом и развитием нейродегенеративных заболеваний. Их натолкнуло на эту мысль сходство симптомов, наблюдаемых на поздних стадиях заболевания болезнью Лайма, с симптомами, характерными для болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и даже аутизма (MacDonald, 2006; Miklossy, 2008, 2015). В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что боррелии, как и их близкие родственники трепонемы – ​возбудители сифилиса, способны проникать в мозг и приводить к поражениям, характеризующимся как нейроборрелиоз (Lapenta, 2018).
Боррелии были действительно обнаружены в тонких срезах мозга пациентов, умерших от нейродегенеративных заболеваний. По мнению авторов этой работы, биопленки боррелий находились внутри амилоидных бляшек, аналогичных тем, что наблюдаются у пациентов с болезнью Альцгеймера (Miklossy, 2016). Было выдвинуто предположение, что именно иммунный ответ на эти биопленки и приводит к развитию болезни Альцгеймера, при этом человек может быть инфицирован трепонемами или боррелиями задолго до поражения мозга. Однако убедительных подтверждений эти предположения не получили.
Исследования в Национальных институтах здоровья США не выявили маркеров боррелиоза у таких больных. Но главным аргументом стал анализ распространения болезней по территории страны, так как болезнь Лайма, в отличие от нейродегенеративных болезней, встречается лишь в нескольких штатах на Восточном побережье США (Forrester, Kugeler, Perea et al., 2015). Не было получено убедительных данных и о связи боррелиоза с другими нейродегенеративными заболеваниями

До сих пор клеща, снятого с тела, приносят в специализированную лабораторию, где инфекционный агент детектируется с помощью ПЦР или иммуноферментного анализа. Анализ занимает несколько часов и может быть выполнен только в условиях лаборатории. Принцип действия нового биосенсора основан на поиске ДНК боррелий в образце с помощью молекулярных генно-инженерных конструкций, созданных на базе системы, сконструированной из компонентов известного молекулярного комплекса для редактирования генома CRISPR/Cas.

В состав этой бинарной системы входят две молекулы РНК, комплементарные двум соседним последовательностям в бактериальной ДНК. Эти РНК несут два белка, которые являются составными частями фермента бета-лактамазы. Если в исследуемом образце есть ДНК боррелий, РНК свяжутся с ней, и белковые субъединицы сблизятся, сформировав комплекс с ферментативной активностью, в результате чего в присутствии определенного субстрата в растворе будет синтезироваться красящее вещество. Окрашивание раствора можно зарегистрировать с помощью простейшего портативного спектрофотометра.

На сегодня ситуация с хроническим боррелиозом остается тревожной. Слишком много нерешенных вопросов, связанных с диагностикой и рекомендациями по терапии пациентов, заболевших этой клещевой инфекцией.

Один из наиболее спорных вопросов: надо ли спешить с применением антибиотиков после укуса клеща. Среди официальных рекомендаций есть и такая: если клещ присасывался менее чем на сутки, опасности инфекции практически нет. Но все дело в том, что заболевшие боррелиозом порой вообще не помнят контакта с клещом – ​заразить могут и нимфы, которых можно просто не заметить, и самцы, которые наносят лишь кратковременные укусы. При этом большинство врачей в США и европейских странах считают, что если характерные симптомы заболевания в первые дни после заражения отсутствуют, то и антибиотикотерапию проводить не следует. С этим трудно согласиться, учитывая, что развитие инфекции может привести к долговременным нарушениям работы многих систем организма.

Ответы на все эти вопросы мы получим лишь тогда, когда ученые разберутся со сложными загадками коварной бактерии. До этих пор шарлатаны могут обирать пациентов, а страховые компании – ​уклоняться от выплат больным. Но для проведения полноценных научных исследований клещевых инфекций, разработки эффективных средств диагностики и терапии требуется достаточное финансирование.

В США сами больные совместными усилиями пытаются через Конгресс повлиять на ситуацию с финансированием работ по изучению болезни Лайма. Подобное движение в свое время возникло из-за эпидемии СПИДа, и в результате были приняты действенные меры по организации интенсивных исследований ВИЧ. И сегодня эта болезнь уже не является смертельным приговором. Если приложить аналогичные усилия к изучению клещевого боррелиоза, то очень скоро он уже не будет представлять такую угрозу для нашего здоровья, как сейчас.

Фоменко Н. В. Клещевой боррелиоз: болезнь на всю жизнь? // НАУКА из первых рук. 2007. Т. 15. № 3. С. 44–51.

Ливанова Н. Н. Восьминогие вампиры // НАУКА из первых рук. 2006. Т. 11. № 5. С. 106–109.

Embers M. E., Narasimhan S. Vaccination against Lyme disease: past, present, and future // Frontiers in Cellular and Infection Microbology. 2013. V. 3(6). DOI: 10.3389/fcimb.2013.00006

Forrester J. D., Kugeler K. J., Perea A. E. et al. Geographic Correlation between Lyme Disease and Death Due to 4 Neurodegenerative Disorders, United States, 2001–2010 //Emerg Infect Dis. 2015. V. 21(11). P. 2036–2039.

Blaut-Jurkowska J., Jurkowski M. Post-Lyme disease syndrome //Pol Merkur Lekarski. 2016. V. 40(236). P. 129–133.

Miklossy J. Historic evidence to support a causal relationship between spirochetal infections and Alzheimer’s disease // Front Aging Neurosci. 2015. V. 7(46).

Lapenta J. M. Lyme Disease and Dementia, Alzheimer, Parkinson, Autism, an Easy Way to Destroy your Brain //Investigative Dermatology and Venereology Research. 2018. V. 4. N. 1. P. 30–43.

Coughlin J. M., Yang T., Rebman A. W. et al. Imaging glial activation in patients with post-treatment Lyme dis-ease symptoms: a pilot study using [11C]DPA-713 PET // Journal of Neuroinflammation. 2018. V. 15(1). DOI: 10.1186/s12974-018-1381-4.